Он прямо так и называется - "БВ". Главная героиня объясняет это своё прозвище - "белая ворона", или "бесит всех".
Рассказана история короткой любви, и рассказана практически идеально! Обычно на проект приглашаются талантливые школьники, которые и играют все роли. А здесь задействованы полноценные актёры; так сыграть ни один школьник не сможет, тут нужны опыт и образование. Особенно внушает монолог Сони из пьесы "Дядя Ваня" в исполнении главной героини (актриса Ульяна Плащевская). Друзья, это просто на разрыв! Школьнице такое прочтение недоступно. Посмотрите сами! Честно скажу, я впечатлился настолько, что после посмотрел сразу две постановки этой пьесы: Андрея Кончаловского (1972 год) и Георгия Товстоногова (1986 год). Там этот монолог звучит совсем по-другому - безысходно. Как он и задумывался автором. А здесь - вот так!
Все статьи про образовательный проект "Киноуроки в школах России" смотрите в подборке.
Но о чём же фильм? Он о качестве души, называемой "прощение". О способности прощать. Ну, так написано в аннотации и в методичке. Это качество часто путают со "всепрощением". Мало кто понимает разницу. Но между ними есть огромная пропасть.
Например, люди недоумевают - как можно простить предателя? "Я ему доверился, а он меня предал. И теперь мне предлагают его понять, простить... и продолжать быть друзьями, что ли? Я слышал, что Бог требует всех прощать, но как это возможно? А если он меня снова предаст? И снова?"
Так вот, нигде не сказано, что предателя следует снова приблизить к себе, разделять с ним последний хлеб и вообще целовать в дёсны. Никто такого не говорил! Понять, почему он это сделал - да. Простить - в смысле, не держать на него зла и не вынашивать планы мщения - да. Но приближать к себе - нет!
В Живой Этике сказано ёмко: "Здравствуй, друг. Прощай, прохожий". Человек, который тебя предал, оказался Прохожим. Раньше вы шли вместе, а теперь ты пойдёшь дальше один, без него. Теперь он всего лишь мимолётный приятель. Он больше не заслуживает ни доверия, ни теплоты твоей, ни открытой души твоей. Ничего, только пожелания доброго пути, и всё. В этом разница между прощением и всепрощением.
Вот примерно это и произошло в фильме "БВ". Даша жила в своей норке и никому не открывалась. Потому что сильно отличалась от всех сверстников, своих одноклассников. Их мир был для неё чужим, и она была всегда одна. Отводила душу в литературном кафе, в компании нескольких любителей чтения (довольно зрелого возраста). Встреча с Платоном, который оказался "из её мира", заставила её выйти из норки и поверить, что вот она, любовь! Она так и написала ему в последнем письме: "Только ты один заставил меня поверить, что есть другой мир, и я решилась открыться этому миру, спасибо тебе!"... А Платон оказался вот таким... Поначалу его поступок, который всё разрушил, кажется предательством. На самом деле это проще, не настолько фатально, и отношения ещё можно спасти...
Фильм заканчивается неоднозначно. Главная героиня произносит: "Я смогу излечиться, если прощу тебя". И в этот момент - всё! Конец фильма, дальше ничего нет. Но ведь это не ответ. Она его простила? Смогла, или всё же не смогла? Нам не ответили. Нам предложили самим придумать финал...
И вот здесь нюанс. Если фильм о прощении, как заявлено, то этого самого прощения здесь слишком мало! Его и нет вовсе, по сути. Ведь ничего не сказано, как будут развиваться дальше отношения двух главных героев, и будут ли они вообще. Даже непонятно, подошла она к нему после этого разговора, или прошла мимо; нам этого не показали! А можно ведь было рассказать об этой вот разнице, про которую я написал выше. Молодым людям перед выходом в жизнь понимать эту разницу было бы полезно. Однако, мне показалось, что такой задачи у создателей фильма просто не было. Они её перед собой не ставили.
Но правда и другое. То, что сделал этот Платон - ещё не предательство. Это его эгоизм, который он не смог сдержать. А с эгоизмом можно бороться и можно его победить. Особенно если любовь у него настоящая. Из нескольких ниточек, которые связали этих двоих за дни знакомства, одна порвалась навсегда. Этого уже не исправить. Но можно взамен протянуть несколько новых!
Однако, для девушки, которая впервые кому-то доверилась и открылась, этот его поступок особенно тяжёл, и выглядит предательством. Покидая школу и выходя в жизнь, каждый из нас получает такие вот тяжёлые удары. Это и есть жизненный опыт. Но это ещё и один из выводов, который можно сделать после просмотра! "Что же делать? Надо жить. Мы, дядя Ваня, будем жить!"
И ещё. Эта нелёгкая задача, о прощении - она для девушек. А для парней другая мысль, которую тоже неплохо бы внятно озвучить: ваш культ "успешного успеха" (а это и есть эгоизм) может разрушить вашу любовь за одну минуту! То, что вы строили месяцами, то, что казалось таким прекрасным, чистым и романтичным - рухнет от одной фразы, от одного поступка, от одного выплеска эмоций.
Поэтому и в этом фильме, как во многих других, есть два нравственных качества, подлежащих близкому и тщательному рассмотрению: прощение и эгоизм. Вернее - что он может натворить, если дать ему волю.
Фильм однозначно будет интересен для старшеклассников, и обсудить его с ними нужно обязательно! И что важно: это один из немногих примеров, когда заявленное авторами нравственное качество "прощение" совпадает с тем, что мы видим в фильме! В большинстве случаев у проекта "Киноуроки" такого совпадения не бывает: заявлено одно, а зрители видят совсем другое. Это главная мишень для критики, я об этом уже неоднократно писал в других рецензиях. Но здесь - исключение, всё сделано правильно! На мой дилетантский взгляд.
Фильм можно посмотреть здесь.
Страница фильма на сайте проекта "Киноуроки" здесь.