Кого мы подразумеваем под отцом советской космонавтики? Да конечно же Сергея Павловича Королёва. А живём мы в Подмосковном городе его имени, т.е. Королёве. И, конечно же, побывать в этом музее – его доме-даче, сам Бог велел.
Но так как живём мы в Королёве не так давно, то простительно, что только сейчас мы сюда пришли. И всё благодаря московской музейной неделе, которая проводится раз в месяц. Мы уже писали об этом, что музеи, находящиеся в подчинении у Московского департамента культуры, устраивают такие «разгрузочные» дни, когда некоторые их объекты можно посетить бесплатно.
Вот так мы попали в этот дом-музей, который уже давно хотели посетить. Он находится недалеко от станции «ВДНХ», минут 15 пешком по проспекту Академика Королёва до небольшого сквера, где за оградой и прячется эта небольшая дачка.
Когда-то, в сталинские времена и позже, этот район, действительно, был своего рода зелёным дачным местом. Сергей Павлович получил здесь земельный участок как награду за развитие советской космонавтики и полёт Юрия Гагарина. По нынешним временам дом весьма скромный, но к нему примыкает обширный участок, есть дорожки для прогулок, беседка. Даже сейчас, когда город обступил усадьбу со всех сторон, место это кажется совсем тихим и спокойным для жизни.
Весь участок обнесён высокой ажурной оградой, вход через калитку только автоматический, т.е. просто так не войдёшь. Нашу группку: две мамы с дочками, увидел охранник, открыл калитку и затем «сдал на руки» другому мужчине, который и провёл нас в дом, но не с главного входа, а со стороны подвального этажа, так что пришлось сначала спуститься вниз, а потом немного подняться на этаж. Здесь мы одели бахилы и оформили билеты.
Когда-то здесь находились хозяйственные помещения: хранились продукты, был установлен газовый котёл. А теперь в небольшой проходной комнате находится экспозиция с личными вещами Сергея Павловича и рассказывается о его жизненном пути от рождения до взлёта карьеры как главного ракетного конструктора.
Здесь много документов и фотографий, личные записи, разные вещи, например, его одежда: выходная, рабочая, обувь, как его, так и и его жены; портфели, с которыми он ходил на работу и ездил в командировки, на тот же Байконур и проч.
Вот ордер на его арест. Ведь путь Королёва к космосу был тернист, он не избежал «большого террора», был репрессирован и даже успел немного поработать на Колыме, пока не был возвращён в «шарашку». Так называли секретные лаборатории и КБ, в которых работали репрессированные учёные, инженеры и конструкторы, особенно в годы ВОВ. Потребовалось много хлопот, в том числе и его матери, чтобы Сталин освободил Королёва и дал возможность нормально заниматься любимым делом – космонавтикой.
А вот интересная запись, сделанная красным карандашом самим Королёвым – варианты названий первого пилотируемого человеком космического корабля. Их, оказывается, в запас у Сергея Павловича было много.
С экспозицией и домом мы знакомились самостоятельно, но с нами всё время здесь была сотрудница, которая вела нас по дому, поясняла назначение помещений и отвечала на наши вопросы, если они возникали.
Так что после знакомства с сокровищами этой комнаты, а это, действительно, сокровища, потому что все эти вещи – свидетели целой героической и славной эпохи, мы поднялись наверх, на первый этаж. Здесь находились, так сказать, парадные комнаты: гостиная и столовая, кабинет, кухня, комната экономки и просторная прихожая. Отсюда был выход на застеклённую веранду.
Сергей Павлович принимал живейшее участие в проектировании своего загородного дома. Он отражал вкусы хозяина дома: простота (это вообще был стиль того времени), уют и комфорт.
Некоторый дачный стиль (лёгкая мебель гостиной, камин, пальмы в кадках, занавески) соседствовал с добротностью и некоторой даже буржуазностью, которая уже допускалась к тому послесталинскому времени и была доступна главному конструктору: наличие радиолы, маленького телевизора, кинопроектора, люстры, дорогая мебель столовой, сервизы в буфете.
А кухонька совсем маленькая, типично советская.
Понятно, что она предназначалась только для приготовления пищи, а не для её приёма, поэтому, видимо, и была такая площадь.
Семья Сергея Павловича, ведь, состояла только из него самого и его жены. Детей общих у них не было, а дочь от первого брака с ними не жила. Для двоих дом был более чем обширен, а большая кухня была ни к чему.
На втором этаже располагались личные комнаты: семейная спальня, небольшая комната супруги, которая, видимо, использовалась и как гардеробная, потому что здесь стоит большой шифоньер; а также совмещённый санузел.
Большая площадка у лестницы была превращена в библиотеку, высокие книжные шкафы здесь стоят даже в два ряда. И книги в них не только технические, много художественной литературы.
Дом очень уютный, атмосферный, как сейчас часто говорят про такие дома и усадьбы, где сохранился и чувствуется дух своего времени, их обитателей. Наверное, чете Королёвых здесь было хорошо и комфортно.
Но, как известно, Сергей Павлович прожил недолгую, хотя и очень яркую, жизнь. После его смерти вдова не стала здесь оставаться. Отдав дачу сразу в распоряжение государства для устройства здесь мемориального музея, сама переехала в предоставленную ей квартиру в центре Москвы. Она, как нам сказали, ещё жива, но очень старенькая, и сюда давно уже не приезжает. А вот дочь Королёва, Наташа, и особенно её сын, внук конструктора, часто бывают здесь на праздничные даты и юбилеи Сергея Павловича. Сотрудница музея с большой теплотой отозвалась о потомках Королёва.
Благодарим за дочитывание статьи. Если Вам понравилась статья и оказалась полезной – поставьте лайк! Вам несложно, а нам становится понятно, что именно интересно нашим читателям.
Будем рады подписке на наш канал, можно и взаимно.