Сегодня уже утеряна технология перемещения зданий с одного места на другое. В середине тридцатых годов здания передвигали в Москве на несколько метров, не разбирая. Кстати, мы в Казахстане жили в доме, который можно было зацепить за трактор и увезти хоть куда. Он стоял на деревянных салазках. И дому этому было 60 лет. Вот такие технологии были у наших дедов. Но я не об этом. Почему-то нам не рассказывают об огромном павильоне в 35 тыс. кв. м, который перенесли из Москвы в Нижний Новгород.
Этот павильон был выстроен в Москве российскими архитекторами, художниками и инженерами. Так, общий план здания и проекты его фасадов выполнялись при участии выдающегося архитектора А.И. Резанова. Металлический несущий каркас главного здания разрабатывали конструкторы Г.Е. Паукер и И.А. Вышнеградский. Окончательный проект главного здания и рабочие чертежи выполнили архитекторы А.Г. Вебер и А.С. Каминский. Здание построили в 1882 году для 15-й промышленно-торговой выставки, которая проходила в Москве. А через пятнадцать лет было принято решение перенести главное здание в Нижний Новгород для всероссийской торгово-промышленной выставки.
Для размещения будущей выставки был выбран пустырь в Канавине, сегодня на его месте парк 1-го Мая с окрестными жилыми кварталами. Нижегородская выставка по своей площади (более 80 гектаров) превышала Всемирную выставку в Париже 1889 года и была в три раза больше предыдущей Всероссийской выставки в Москве.
Для экономии, а она составила 300 тыс. рублей, посчитали целесообразным это громадное здание с металлическим каркасом, общий вес которого 115 тыс. пудов (1840 т), разобрать, перевезти в Нижний Новгород и здесь вновь собрать. Закладка Всероссийской выставки в Нижнем состоялась 16 мая 1894 года. В мае того же года в Москве начали разбирать Главное здание. Все работы по демонтажу, как и последующую сборку в Нижнем Новгороде, выполнял Санкт-Петербургский металлический завод, тот самый, который изготовлял конструкции этого сооружения. Разборка в Москве шла под наблюдением архитектора академика Ф. О. Богдановича, а сборку в Нижнем вел архитектор Ф. О. Станек, кстати, он собирал Главное здание дважды, в Москве и в Нижнем. «Разборка здания в Москве, его укладка, перевозка, разгрузка на месте, новая сборка – всё это потребовало работы, о размерах которой можно судить по объему здания. При тщательной переборке здания, простоявшего в Москве более десяти лет, пришлось откинуть до 2% металлического материала. Потребовался также довольно значительный расход на возведение в Нижнем Новгороде нового фундамента и на замену старых связей в кровле новыми; но всё же удалось сэкономить на этом здании благодаря готовому материалу до 300 тыс. руб.», – это цитата из одного из выставочных изданий.
В Нижнем Новгороде полностью сохранили и первоначальную функцию Главного здания. В его восьми радиально расположенных павильонах разместились экспонаты следующих отделов: Горного, Изделий из волокнистых веществ, Художественно-промышленного, Изделий фабричного, заводского и ремесленного производств. Внутри кольца, как и в Москве, был сад, в центре – Музыкальный павильон. Все торжества на выставке, ее открытие и закрытие, проводились в этом саду. Здесь бывал российский император с императрицей, выступал С.Ю. Витте и другие высокие персоны, здесь служили торжественные молебны. В этом саду собиралась публика на музыкальные концерты.
Приведем описание Главного здания, сделанное очевидцем. «Судить о нем во всей его целостности нет возможности зрителю, находящемуся снаружи его; этому препятствует убегающая от глаза по всей бесконечной круговой линии фигура здания. Вид сверху издали также не полон вследствие ракурса круговой фигуры. Где бы зритель ни остановился, обходя здание, он видит перед собою только один из восьми павильонных фасадов и уходящие по окружности прилегающие стены. Общее впечатление получается во всей полноте лишь при обзоре постройки с внутреннего круглого двора. Тут глаз последовательно переходит с одного павильона на другой по всему просторному кругу сада. Все восемь павильонов Главного здания совершенно одинаковы по величине, фигуре и декорациям. Фасады их изящно-пестры, покрыты целым узором орнаментов. Весь двор – почти сплошной газонный ковер, усеянный цветочными клумбами. Около Музыкального павильона, превосходно устроенного в акустическом отношении, простирается громадное газонно-цветочное плато; сам павильон несколько приподнят и опоясан рядами скамеек, на которых заседает публика…»
Выставка в Нижнем была сезонной, после её закрытия все павильоны разобрали и увезли. Но совсем недавно в порту «Стрелка» обнаружили конструкции главного павильона. Находится он в плачевном состоянии. Но есть надежда, что уникальные здания сохранят для потомков.
А ещё хочу заметить, что сваркой в те времена не пользовались, все железные конструкции были на клёпках.
А как вы думаете, современные металлоконструкции смогут прослужить 140 лет?