Французский художник Поль Гоген -- одна из самых мистических и необычных личностей в мировой живописи.
Продолжение. Начало ЗДЕСЬ
Неравный брак
Друг матери Гюстав Ароза, коллекционер, страстно любивший живопись, помог Гогену устроиться на биржу, а дочь Гюстава Маргарита приохотила его писать красками, и он стал отдавать этому всю душу. Удачливый и жесткий биржевой маклер, он был далек от реальной жизни, любил уединение, чувствовал себя одиноким в окружении людей, но только не с датчанкой Меттой Софией Гад. Рослая и пышногрудая Метта не жеманничала, не кокетничала, не любила интрижек и не отличалась чувствительностью; охотно носила мужскую одежду и курила сигары. (С мужественной Меттой связан исторический анекдот. В 1905 году контролер пытался вывести из купе для дам мужчину в галстуке и кепке, который курил длинную сигару. "Джентльменом" оказалась 55-летняя Метта София Гад). Там, где другие мужчины видели отсутствие женственности, малоопытный Гоген узрел оригинальный характер, увлекся и женился. Метта, казалось Гогену, обещала ему ту защиту, которую давала Алина, а датчанка радовалась, что ей так легко удалось окрутить серьезного состоятельного биржевика.
Гоген стал еще большим домоседом. Он читал, рисовал и не обращал внимания на Меттину трескотню, что для карьеры надо заводить связи с нужными людьми. Напротив, на почве любви к живописи Гоген подружился с мелким служащим Клодом Эмилем Шуффенекером, которого все называли просто Шуфф (прообраз несчастного Дирка Струве в романе "Луна и грош").
Увидев работы Гогена, Шуфф объявил его гением и привел в академию Колларосси, где занимались художники-любители. В 1876 году Поль рискнул послать в Салон свою картину "Лес в Вирофле". Жюри, злобно ненавидевшее Эдуарда Мане за бесстыдный "Завтрак на траве", забодало две работы знаменитости и приняло "Лес".
"Г-н Поль Гоген подает большие надежды", -- писала газета "Газет де боз ар".
"Я буду заниматься только живописью!"
Никто не придавал большого значения тому, что Поль пошел учиться к Писсарро. Гораздо больше обсуждали рождение мальчика, которого он назвал в честь своего отца Кловисом, а по дому уже бегали первенец Эмиль и дочка Алина. Художник все еще жил в призрачном согласии с биржевиком -- за последние месяцы 1880 года Гоген, играя на бирже, получил чистоганом 40 тысяч старых франков золотом. Он увешал стены дома полотнами Писсарро, Ренуара, Сислея, Дега, Домье, Сезанна. Метта приходила в ужас. Она не понимала, как можно тратить бешеные деньги на ерунду, но Писсарро убедил ее, что это хорошее вложение капитала.
В сотнях книг, посвященных жизни Гогена, вы не найдете двух одинаковых мнений, почему он так резко и бесповоротно поменял хорошо обеспеченное существование на жизнь художника, полную одиночества, непонимания и бедности.
Метта считала, что всему виной всепоголощающий эгоизм. Писсаро и импрессионисты, с которыми Гоген в конце концов смертельно рассорился, называли его сектантом и упрекали в сумасшедшей гордыне -- слишком много автопортретов, где он изображает себя в виде самого Иисуса Христа -- "У Голгофы", например, или "Автопортрет с нимбом"!
Гоген действительно сравнивал себя с Христом -- в том смысле, что живопись -- это полное самоотречение и самопожертвование. Он абсолютно не считался с мнением окружающих, его не интересовало ничего, кроме собственной оценки:
"Когда поносят меня... мне это отнюдь не неприятно, и я думаю тогда -- ага! Может быть, я все же кое-что собой представляю. Я очень хорошо знаю, что меня будут понимать все меньше и меньше. Но какое это имеет значение, если я сам стараюсь уйти от людей?"
По-настоящему, у него не было женщины-музы, как у Рембрандта, Модильяни или Врубеля. Гоген был сам себе музой и не боялся сказать, что готов пожертвовать ради своих художественных поисков абсолютно всем:
"Если мне не придется больше писать, мне, который не любит ничего, кроме этого, -- ни жену, ни детей -- тогда сердце мое пусто".
Но так скажет он гораздо позже, на Таити. А январским вечером 1883 года он вдруг заявил жене, что уволился и будет заниматься только живописью. Метта потеряла дар речи. Она поняла, что совершенно не знает мужчину, от которого родила четверых детей. Может быть, он безумен? Когда родился пятый, они были уже почти нищими.
Гоген решил уехать на родину жены торговать французскими непромокаемыми тканями, но основным делом жизни сделать живопись. Но в Дании не нашлось ни одного покупателя, а выставка картин с треском провалилась. Метте было стыдно: муж не хотел приспособиться к жизни в новой стране, не посещал церковь, а идя мимо пляжа, где в определенные часы и по отдельности мужчины и женщины купались голыми, вызвал настоящий скандал, заглядевшись на жену пастора. Приличным же людям полагалось делать вид, что они ничего не замечают.
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:
"Серая бездарь" решил прикинуться знаменитым художником и изобразить Христа". Он обманул всех
Елена Ганкевич (с) "Лилит"