Найти тему

История, которую мы не знаем: материнство в России XX века

Оглавление

Ее не изучают в школе. Ее не преподают в университете. Она тиха и незаметна и при этом касается каждого и отражает жизнь всего общества. История материнства — сегодня я рассказываю о ней.

Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913 год
Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913 год

В каждой стране — своя история того, что значит быть матерью. В каждую историческую эпоху — свои события, определяющие смысл и практики материнства. В качестве примера я возьму нашу страну и ближайшее к нам время — ХХ век и покажу, какие перемены происходили в понимании материнства и того, что требовалось от женщины как матери, всего за сто лет.

Как вы знаете, ХХ век в России особенно богат на масштабные события и коренные преобразования, что не могло не отразиться на материнских практиках. Они формируются через взаимоотношения между женщиной, ее мужем (семьей), социальной группой, к которой она принадлежит, и государственной политикой. Исходя из изменений в этих отношениях, российские исследователи выделяют пять периодов.

Период первый: дореволюционный (1900–1917 гг.)

Материнство — это естественное предназначение женщины и сугубо частное, приватное дело. Замужние женщины отвечали за свою способность быть матерью, за свое поведение как матери только перед супругом, а в случае его отсутствия (смерти, длительного отъезда или недееспособности) — перед своими старшими родственниками, в первую очередь мужского пола, к которым при необходимости обращались за помощью. Для незамужних женщин материнство становилось позором, и каждая выкручивалась сама как могла. Государство не оказывало матерям никакой поддержки: не было ни пособий, ни выплат, ни льгот. Кое-какую помощь особо нуждающимся предлагали частные благотворительные организации, но и здесь женщина нередко сталкивалась с осуждением и унижением.

Костанди К.К. Семья художника. 1901 год.
Костанди К.К. Семья художника. 1901 год.

Единственное, что регулировалось государством, — это аборты: они были законодательно запрещены, и уголовная ответственность (тюремное заключение) грозила и врачу, и женщине. Стращали больше на бумаге, тогда как на практике российская общественность относилась к нелегальным абортам снисходительно и понимающе. Они были тем, что объединяло аристократок, горничных, фабричных работниц и проституток, т.е. женщин разных сословий. Всё начало века шли горячие дискуссии о праве женщины самой решать, когда становиться матерью и становиться ли вообще.

Период второй: послереволюционный (1918 – начало 1930-х гг.)

После Октябрьской революции происходит тотальная политизация материнства: оно перестает быть частным делом и становится делом общественным. Государство берет на себя прямую поддержку матерей и детей: издаются законы и постановления о 16-недельном отпуске по беременности и родам, пособиям для кормящих матерей, об уравнивании в правах детей, рожденных в браке и вне него, об упрощении процедур заключения брака и развода, о легализации абортов, об алиментах. В свою очередь женщины отныне обязаны выполнять свой репродуктивный долг перед страной, а не перед мужем, и растить работников социалистического государства, а не наследников конкретного мужчины. Сами женщины рассматривались как отсталые, с устаревшими, буржуазно-традиционалистскими взглядами, из-под влияния которых требовалось вывести детей через систему бесплатных яслей, детских садов и школ, а освободившееся время матерей направить на общественно полезный труд, так необходимый молодой стране. У женщины появились две главные задачи — работа на производстве и материнство.

Источник: 600 плакатов / Снопков А. Е., Снопков П. А., Шклярук А. Ф. — М. :  Контакт-Культура, 2004.
Источник: 600 плакатов / Снопков А. Е., Снопков П. А., Шклярук А. Ф. — М. : Контакт-Культура, 2004.

Вот что писала идеолог «новой» женщины Александра Коллонтай:

«Женщина в коммунистическом обществе зависит больше не от своего мужа, а от своей работы. Она может обеспечивать себя не за счет мужа, а за счет своих способностей. Ей больше не надо беспокоиться о своих детях. За них отвечает государство рабочих».

Период третий: репрессивный (с середины 1930-х гг. – первая половина 1950-х гг.)

Этот период начинается в 1936 г. с законодательного запрета абортов и уголовной ответственности за него и завершается в 1955 г. с отмены этого запрета. Женщина вновь лишается права самой решать, быть ей матерью или нет. Материнство становится принудительным, а отказ от него карался судом и реальным сроком в колонии. Например, в 1952 г. за самоаборты было осуждено около 50 тысяч женщин, что составило 10% от всех осужденных за год.

Одновременно с этим расширяются льготы для многодетных и одиноких матерей. Более того, многодетным матерям устанавливается моральное и материальное вознаграждение: почетное звание и медаль «Мать-героиня» и денежная выплата (только за 10 и более рожденных самой женщиной живых детей). Усиливается уголовное наказание за неуплату алиментов, усложняется процедура развода. Предпринимаются меры для укрепления официальных браков. Женщине активно внушается, что она может и должна сочетать материнство, желательно многодетное, и общественно полезный труд наравне с мужчиной. При этом государство как бы берет на себя часть функций по уходу и воспитанию детей: расширяется сеть яслей, детских садов, общеобразовательных школ, секций, кружков, пионерских лагерей. Двойная нагрузка женщины становится стереотипом женственности (да-да, «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик» — это женственно, согласно советской пропаганде этого периода).

Источник: 600 плакатов / Снопков А. Е., Снопков П. А., Шклярук А. Ф. — М. :  Контакт-Культура, 2004.
Источник: 600 плакатов / Снопков А. Е., Снопков П. А., Шклярук А. Ф. — М. : Контакт-Культура, 2004.

Период четвертый: ограниченно либеральный, или застойный (1955 – конец 1980-х гг.)

Оттепель началась и в отношении материнства. Отменили запрет на аборты, и государство передало регулирование рождаемости семье и медицинским учреждениям. Современные контрацептивные средства стали более-менее доступными только в конце 1980-х гг., поэтому на протяжении всего периода основной способ регулирования количества детей — аборты. Женщина продолжила нести двойную, хотя я бы сказала, тройную нагрузку, ведь ей надо было и смену отработать, и за детьми проследить, и домашние дела переделать. И всё было обязательно, и ни от чего нельзя отказаться. Хотя женщины нашли лазейку: стали меньше рожать. Семьи перешли в разряд малодетных: один-два ребенка.

Степанов В. 1968 год. Источник: 600 плакатов / Снопков А. Е., Снопков П. А., Шклярук А. Ф. — М. :  Контакт-Культура, 2004.
Степанов В. 1968 год. Источник: 600 плакатов / Снопков А. Е., Снопков П. А., Шклярук А. Ф. — М. : Контакт-Культура, 2004.

Период пятый: постсоветский (1990-е гг.)

С распадом СССР происходит возвращение к дореволюционным ценностям, хотя и в измененном виде. Материнство вновь становится делом приватным, частным, но это дело касается в первую очередь самой женщины и становится ее индивидуальным и моральным выбором, сугубо ее зоной ответственности. С развитием платной медицины государство утратило контроль и возможность регулировать аборты и рождаемость.

Поэтому эти функции взяло на себя общественное мнение, которое через публичные дискуссии, публикации в СМИ и телевизионные программы оповещало женщин о том, чего от них ждут. А ждали от них исполнения «истинного женского предназначения» — материнства, во имя которого женщина могла и должна была отказаться от оплачиваемой работы, карьерных и творческих притязаний и занять «правильное» место в обществе: за мужем, за мужчиной. Возрождался великий «миф о материнстве», который в первые десятилетия XXI в. получил широкое распространение и государственную поддержку. Материнство вновь становится принудительным, но эта принудительность не в лоб, не нахрапом, не через физическое насилие, а как бы исподволь, через мягкие уговоры и убеждения, через материальное поощрение и призывы «задуматься о будущем страны».

-6

Надежда Ершова

О том, что такое «миф о материнстве» и как он «работает» в нашем обществе, можно прочитать в статье

«Миф о материнстве»: почему он популярен в современной России

#историяроссии #материнство #историяссср #женщины

Подписывайтесь на мой канал «О женщинах сквозь науку»!

Спасибо за лайки и комментарии, они помогают развитию канала!