Легендарный фотограф Валерий Плотников рассказывает:
-- Когда я смотрю на эту очень дорогую для меня фотографию, меня захватывает безумное количество воспоминаний, относящихся к разным периодам жизни, и разных восприятий этого удивительного человека.
Самое первое осмысленное воспоминание связано с его ролью в фильме "Дама с собачкой". Разумеется, я видел все прежние фильмы с участием Баталова -- "Дело Румянцева", "Летят журавли", "Большая семья". Баталов сразу привлек внимание редким обаянием, вырвавшись из советского типажа актеров "лица необщим выражением". В нем просвечивало нечто, что выделяло его из ряда любимых народом героев Рыбникова, Крючкова, Алейникова. Это было первое интеллигентное лицо на экране, как потом кто-то заметил. Ощущение высокой интеллигентской пробы преследовало меня всякий раз, когда мне доводилось с ним встречаться.
Надо ли говорить, что среда, в которой он воспитывался и рос, мне была чрезвычайно интересна.
"Даму с собачкой" мы с Сережей Соловьевым бегали смотреть несколько раз и выучили почти наизусть, выделив работу режиссера Хейфица, художников Каплана и Маневича, композитора Надежды Симонян. Мы были школьниками, однако совершенно серьезно производили профессиональный разбор фильма и, помню, высоко оценили актерскую игру Саввиной и Баталова. Съемки фильма проходили на родном для нас "Ленфильме". У Алексея что-то случилось с глазами. Это заметно на экране -- по тому, как он прикрывал веки руками. Прошел слух, что Баталов больше не сможет сниматься в кино. Мы страшно из-за этого переживали тогда. До сих пор считаю роль Гурова лучшей у Баталова в кино, в отличие от роли Гоши из "Москва слезам не верит", за которую его полюбила поголовно вся страна. Эта чудовищная картина совершенно не в духе Баталова, но что делать...
Потом нам с Сережей на радость Баталов перехал из Москвы в Петербург -- ему предстояла работа на "Ленфильме", студии, считавшейся намного демократичнее заевшегося "Мосфильма", где работали близкие ему люди -- Хейфиц, Козинцев. Это было тем более удивительно, что на наших глазах происходило "обмеление" Петербурга -- в те годы все уезжали в Москву.
Баталов начал подготовительный период к съемкам собственной картины "Шинель" по Гоголю с участием чудного молодого Ролана Быкова. Тогда я впервые познакомился с Баталовым и сделал первые фотографии. Они часто воспроизводились: смешной, всклокоченный Баталов сидит на фоне запертой двери, из которой торчит петербургский гостиничный ключ с грушей. Снимок сделан на фоне декорации "Шинели". Не думаю, конечно, что сам Баталов как-то запомнил эту встречу.
Потом для меня начались долгие и насыщенные годы учебы во ВГИКе, а у Баталова-режиссера вышел новый фильм "Три толстяка", который, по нашему с Сережей мнению, не оказался для Баталова большой удачей -- там не было сложной разработки характера, ему присущей.
ВГИКовская жизнь, в которую мы окунулись, представляла перед нашими глазами другие образы, нас вдохновляли новые кумиры.
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:
Записала Наталья Шелюхаева (с) "Лилит"