Вкусная реклама всегда толкает на поступок - купить, приобрести, попробовать. На канале "АртовПортал" есть статьи про рестораны, про их историю и истории, которые в них происходили. Есть у меня неподдельный интерес к хорошей кухне. Сегодня вновь приглашаю вас, Уважаемый Читатель, в ресторан. Будем говорить про уникальный вид графики – широкоформатный, яркий красивый – ресторанное меню! Рассмотрим художественное оформление, а заодно и посмотрим, чем угощали клиентов в какой-то определенный день и известный год. Так что будем пробовать ночные блины - они особенно хороши, потому как не вовремя.
Само упоминание термина «графический дизайн» по отношению к последним годам XIX века, на мой взгляд, упрощает эти прекрасные творения мастеров кисти. Хотелось бы иметь в коллекции плакат того времени, ох, хотелось бы. Каждый лист меню словно изюминка, вкусен, экзотичен и мил. Так и просится в рамку и на стену, а не в разовое использование в книге с названием «МЕНЮ».
Надо сказать, что на выставках экспонировались произведения графики, живописи, были иллюстративные книжные листы. И вдруг к 1900 году на Международной выставке в Париже – меню кабаков и ресторанов!!! Вау!!!! Бардак? Недосмотр организаторов? Нет, отдельное направление в искусстве. Достойное внимания и любви, интереса тогда и сегодня. Уже само время говорит о правильности выбора к показу.
Всероссийский съезд художников в 1911 году – параллельно идут две выставки: икон и «Искусство в книге и плакате». Сопоставление этих мероприятий позволяет говорить - появилось современное, авангардное по сути, искусство графического дизайна и рядом, то, что уже давно является искусством - икона. Графический дизайн относится к промышленному искусству.
Он практически сразу определил и занял своё место в иерархии искусств. «Мир искусства» и «Искусство и художественная промышленность», два журнала, рассказывающие о красоте мира. «Мир искусства» - сама концепция журнала, от обложки и до обложки – пример художественного дизайна, его путей, развития и становления. Таково было начало.
Широко известен плакат в стиле модерна, этим не удивить, кто ж его не знает, кто ж, его не видел, имена, от А. Мухи и до Т. Гейне, А. Лутуз-Лотрек и ещё более известные. Мне сегодня хочется о русском стиле поговорить. Сегодня о работах с именами: Елизавета Бем, Иван Билибин, Василий Васнецов и иные. Что и говорить, русский стиль строился целиком на русском историческом материале, носил патриотические черты в своей основе. Хотя слышу уже по углам шепот про сказочки и выдуманные образы и стилистику. Нет, оглянитесь, сколько сделано архитектурных форм, литературных, художественных – основа создания и высказывания – единая, самобытная.
Сомневающихся могу отправить почитать труды выдающегося авторитета того времени Стасова. Поскольку сей мудрый специалист составил и выпустил, а ж трехтомное сочинение на эту тему, то простите мне, Уважаемый Читатель, повторяться не буду. Хотя скажу, «Мир Искусства» в прямой взаимосвязи с именем Дягилева, с его, покорившими всех русскими сезонами, показавшими миру большую культуру большой страны. Что говорить, когда можно взглянуть на то, что иллюстрирует сие множество слов.
Навеяно чтением книги Е. Черневич «Русский графический дизайн», (1989).
И всем приятного аппетита.
А автору, за прочтение и написание материала пальчик вверх и подписку на канал. Благодарна буду. Не скупись, не разорись, пальчик и подписка бесплатны.
Елена Артова