С именем Витте связаны крупнейшие преобразования в России рубежа XIX и ХХ веков. С.Ю. Витте сделал много полезного для развития отечественной экономики, реформирования политической системы, в сфере внешней политики. Он был государственным деятелем нового типа: это был не только энергичный и убежденный реформатор, но и талантливый практик.
Глава Министерства путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета — таковы основные служебные посты, на которых проходила его деятельность. Он оказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики Российской империи. Значение и масштабы его исторической роли сравнимы только с личностью другого выдающегося администратора-преобразователя — Петра Аркадьевича Столыпина.
С.Ю. Витте родился 29 июня 1849 года в Тифлисе в небогатой дворянской семье. Сдав экстерном экзамен за гимназический курс, он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. В 1869 году он начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного движения, а через год был назначен начальником службы движения казенной Одесской железной дороги.
В годы русско-турецкой войны (1877-1878) Витте отличился организацией перевозки войск к театру военных действий, за что получил должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западной железной дороги в Санкт-Петербурге.
В 1888 году Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 году стал управляющим министерством путей сообщения. Витте провел объемную работу по снижению тарифов по грузовым перевозкам. Благодаря этому снабжение зерном в Российской империи резко улучшилось. Витте был назначен министром путей сообщения.
Всего за 7 месяцев Витте подстроил движение пассажирских поездов под движение товарных, давая приоритет вторым. Таким образом, грузы начали гораздо быстрее доходить до самых отдаленных уголков необъятной Российской империи.
Чиновник понимал, что страна без железных дорог разрушится. По его инициативе были проложены тысячи километров рельсов: в 1890-е годы в стране строилось в полтора раза железных дорог больше, чем во всем остальном мире, а перед Первой мировой войной их пропускная способность была одной из самых высоких в мире.
Вскоре Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет.
К моменту назначения Витте на эту должность финансовая система Российской империи была ослаблена. Государственный банк для погашения бюджетного дефицита печатал необеспеченные казначейские билеты, что отражалось на темпах роста инфляции. Главной задачей министра стало создание самостоятельной национальной индустрии с сильной регулирующей ролью государства. Вместе с тем он решил активизировать и частный сектор, ввести новую систему налогообложения, облегчить порядок организации и деятельности акционерных предприятий.
Витте сделал важный шаг в укреплении позиций российского рубля в мире, осуществив в 1897 году переход к золотому обращению, обеспечив приток инвестиций.
Николай II, находясь под влиянием правых придворных группировок, стремившихся подорвать репутацию Витте, отправил его в город Портсмут для подписания мирного договора с Японией. Полный провал военной кампании русской армии во время Русско-Японской войны 1905-1906 годов практически гарантировал японской дипломатии возможность предъявлять к России территориальные требования, в частности, передать ей весь остров Сахалин. Однако Витте удалось в половину уменьшить размер территориальных потерь. За это достижение, а также за долгую службу государству Николай II пожаловал Витте титул графа.
#СледственныйКомитет #СКРоссии #СКР #ИЦСКРФ #ИЦСКР #Информационныйцентр #СКРФ