Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Тайны Пирамидона. Подробный разбор фильма «Живет такой парень» + бонус для англоманов

Оглавление

Полгода назад мы вспоминали Леонида Куравлева, и многие называли роль в фильме «Живет такой парень» одной из лучших в его фильмографии. Действительно, весь этот фильм держится исключительно на природном обаянии актера, а его Пашка Колокольников, один из первых воплощенных им на экране образов, получился запоминающимся и выразительным. Только вот выразителем чего? Давайте разбираться.

Глава 1. Маленькие трагедии Пашки Колокольникова

Пашка — незадачливый шофер, чья история с самого начала идет не так, как планировалось: его отправляют в один колхоз, но по дороге его сманивает случайный попутчик поработать в другой колхоз.

— А что, так можно было? — вопрошает зритель, озадаченный подобным поведением героя, безответственным даже по нынешним временам.

Но сценарий уже катится по наклонной, и вот Пашка дальше озадачивает зрителя феноменальным монологом о том, какой должна быть хорошая жена: энергичной домохозяйкой с неизменно хорошим настроением 365 дней в году. Сегодня такие рассуждения кажутся пещерным анахронизмом. Впрочем, и в стране победившего социализма с эмансипированным женским населением подобное могло вызывать вопросы. Или как минимум снисходительную улыбку.

Лидия Чащина играет Настю-библиотекаршу, мечту шофера
Лидия Чащина играет Настю-библиотекаршу, мечту шофера

С улыбкой и благосклонностью восприняли этот фильм советские зрители. Однако режиссер Василий Шукшин жаловался, что его не поняли: приняли этот легкомысленный лирический фильм за комедию, хотя он-то задумывал самую настоящую трагедию! У колхозного Дона Жуана даже своя Донна Анна имеется в виде очаровательной библиотекарши (тогдашняя жена Шукшина Лидия Чащина), которую тот пытается отбить у жениха-инженера (Родион Нахапетов).

Глава 2. Джармуш по-деревенски или колхозный Челентано

Герой Куравлева Пашка Колокольников напоминает героев из фильмов Джима Джармуша, только те живут в тихих американских городках: те же добродушие, наивность, непосредственность и бесцельность бытия. И вроде хорошие парни, а толку от них никакого, вспомнить хотя бы пашкиного коллегу-водителя из фильма «Патерсон» в исполнении Адама Драйвера.

О чем же мечтает наш Пашка? Чего же он хочет? — Найти женский идеал.

На танцах
На танцах

Как он идет к своей цели? — Увиваясь за каждой юбкой, не всегда одинокой, иногда даже замужней, из-за чего ему чуть не набили морду местные ребята, нагрубил оскорбленный муж, из-за чего Пашку то и дело отчитывают, над ним весело смеются, потому что он — чудаковатый деревенщина с донжуанскими фантазиями. Правда, простые деревенские девушки его не устраивают своей «некультурностью», хотя влезать по ночам в окна едва знакомой библиотекарши — тот еще признак хорошего воспитания.

Или вот Пашка заявляется домой к одной из местных колхозниц, матери-одиночке Кате Лизуновой, чтобы пригласить ее на танцы и прочесть лекцию... о женском мещанстве.

Диалог с попутчицей о надвигающемся мещанстве
Диалог с попутчицей о надвигающемся мещанстве

Биограф Шукшина А. Варламов отмечает:

«У Шукшина добрые жены встречаются намного реже злых. У него есть потрясающая запись в рабочих тетрадях, что сейчас идет всемирное наступление мещан. И, к сожалению, в первых рядах идут женщины. В женщинах он видел именно мещанство, какую-то приземленность, погруженность в быт, которая сковывает».


Именно эту мысль Шукшин вкладывает в уста своего героя. В фильме тезис про мещанство Пашка почерпнул из своего разговора со случайной попутчицей-горожанкой. Но интерпретирует он эту мысль перед Катей Лизуновой крайне поверхностно и нетактично.

Таким образом, серьезное соображение о надвигающемся мещанстве, но вложенное в уста такого спойлера, как наш неотесанный главный герой, превращается в профанацию. И мещанин здесь — тоже он, и не только в своей демагогии, но и в своих фантазиях: например, когда Пашка появляется с тростью и во фраке или когда видит во сне свою Донну Анну, завернутую в простыню. В общем, это дурачество местами очень напоминает народные итальянские комедии, массово выходившие в советский прокат.

Перевоплощения Пашки Колокольникова. Пирамидон во фраке
Перевоплощения Пашки Колокольникова. Пирамидон во фраке

Даже в самом пашкином отношении к женщине как к покорной домохозяйке тоже есть что-то мещанское, из итальянских фильмов середины прошлого века. Это и его многочисленные тирады об отношениях и браке, и его попытка сосватать товарища, и особенно сны: самый яркий и сюрреалистичный, где Пашка в образе генерала как бы отыгрывается на всех женщинах, которые ему отказали, напоминает уже не итальянское кино, а чехословацкую новую волну.

Перевоплощения Пашки Колокольникова. В образе генерала
Перевоплощения Пашки Колокольникова. В образе генерала

Глава 3. Обыкновенный героизм Пашки Колокольникова

Но чем же привлекает зрителей этот Пашка, простой парень без царя и без Маркса в голове? Когда он корчит из себя сознательного рабочего и говорит о чтении «Капитала», то только для того, чтобы пококетничать с библиотекаршей и «срезать» соперника-инженера — вполне в духе другого шукшинского персонажа из рассказа «Срезал», который, будучи неграмотным, пытается «срезать» гораздо более образованного собеседника.

"Капитал" не читал, но обсуждаю
"Капитал" не читал, но обсуждаю

Единственный интеллектуальный продукт, который на Пашку оказал несомненное влияние — это «Мужчина и женщина»: но не фильм Клода Лелуша с Трентиньяном (Пашка, кстати, упоминает другой фильм по теме, «Дайте мужа Анне Дзаккео» Джузеппе де Сантиса, 1953 г.), а книга об отношении полов, которую он стащил у генерала, которого возил во время службы в армии.

Вообще он всего нахватался по верхам — каких-то непонятных ему самому иностранных словечек и выражений (ставший его прозвищем «Пирамидон») — и так сформировал свое кредо. С этим «багажом знаний» Колокольников рисуется перед местными дамами и своими товарищами: чего стоит эпизод с престарелым коллегой-шофером, в котором Пашка предстает даже не как сват, а как самый обыкновенный сводник!

Сватовство шофера
Сватовство шофера

Да что уж там, эти шоферы пьют спиртное, находясь за рулем: вот они вышли из машин полюбоваться живописным пейзажем и помянуть погибшего товарища, сели, выпили, закусили — и снова в путь! Короче, Колокольников представляется зрителю эдаким Иванушкой-дурачком, то есть тем, над кем все смеялись, но в итоге именно он должен оказаться самым умным или самым человечным из всех людей.

Что же такого делает персонаж Куравлева, чтобы заслужить себе право называться настоящим героем?

Он совершает «поступок»: выводит грузовик с горящим топливом из автоколонны, от беды подальше. Тут же о нем пишет пресса в лице томной Беллы Ахмадулиной, с которой Пашка, по обыкновению, заигрывает прямо на больничной койке.

Куравлев, Шукшин и Ахмадулина на съемках фильма
Куравлев, Шукшин и Ахмадулина на съемках фильма

Вроде бы обыкновенный героизм обычного человека в непростой ситуации. Но зачем он бросается к этому грузовику? Все убежали на безопасное расстояние, хотя самый старший из них призывал потушить пожар с помощью брезента и огнетушителя.

В толпе кто-то вскрикнул: «Эх, черт, добра-то сколько пропадает!», но никто не рискнул жизнью ради казенного добра. Один безрассудный Пашка спасает социалистическую собственность в виде цистерн с топливом, чтобы они не загорелись.

Импульсивный подвиг Пашки Колокольникова
Импульсивный подвиг Пашки Колокольникова

Однако когда он героически выезжает на мост и сбрасывает грузовик в реку, в кадре мелькает фигура женщины, которую чуть не накрыло взрывом горючего. То есть своим импульсивным поступком наш «герой» мог подвести под монастырь как обычных прохожих, так и проезжающих по дороге пассажиров.

Да и сам этот «подвиг» показан скомканно и как-то невнятно. Можно предположить, что режиссер-дебютант Василий Шукшин, вчерашний ученик Михаила Ромма, просто еще не научился снимать эффектные сцены со сложными трюками.

Грузовик на мосту
Грузовик на мосту

Обратимся к истории создания этой сцены фильма:

Как рассказывают свидетели, этого эпизода не было в первоначальном сценарии – Шукшин добавил его позже. Пресловутый советский худсовет, обсуждая фильм начинающего режиссера, упрекнул главного героя в бездействии. Тут-то Шукшин и придумал этот эпизод (участники съемок рассказывают, что и в дальнейшем он частенько останавливал съемки, чтобы переписать очередную сцену буквально «на ходу»).

Страшно представить, какой рыхлой и бесконфликтной выглядела бы картина без финального «подвига»! Ведь что остается без нее? Только шуры-муры и пашкино-маниловские мечты… А ведь в общественном сознании герой Пашки закрепился именно как скромный советский труженик, который рискнул жизнью и спас людей.

Глава 4. Герои «безгеройного времени». Пашка, Шурик и другие

На следующий год после Пашки на советском экране появляется Шурик — местами нелепый и смешной, но очень симпатичный. Как обстоят дела с героизмом, например, в «Операции «Ы» Леонида Гайдая? Шурик, которому посчастливилось однажды ночью замещать бабулю, оказывается самым настоящим героем: он защищает государственное добро от хулиганов, рискуя жизнью или как минимум своим здоровьем.

А где бабуля? Шурик, невоспетый герой из "Операции "Ы"
А где бабуля? Шурик, невоспетый герой из "Операции "Ы"

Только Шурик, в отличие от Пашки, — человек воспитанный, образованный, а главное — сознательный, поэтому такой его поступок выглядит естественно, не вызывает вопросов, а собственно про сам подвиг и речи нет, никто не поздравляет Шурика с цветами, о нем не пишут газеты — в общем, живет такой парень…

Да и сама картина «Операция «Ы» снята явно не на коленках, а крайне виртуозно, изобретательно и со знанием дела, хотя никаких громких и престижных международных призов так и не получила.

В этой аналогии с Гайдаем показательна еще одна параллель — две сцены модного дефиле: эпизод в колхозе у Шукшина и знаменитые «Брюки превращаются...» с Мироновым и красивыми девушками.

В фильме «Живет такой парень» эта сцена призвана была продемонстрировать уже упомянутое женское мещанство (хотя по сути показала обратное: шоферюг, ржущих при виде нижнего белья). Сравните, как вроде бы похожий эпизод снимает Леонид Гайдай: тактично, деликатно, стильно и при этом действительно смешно!

Брюки превращаются... Показ мод в фильме "Бриллиантовая рука"
Брюки превращаются... Показ мод в фильме "Бриллиантовая рука"

P. S. Обещанный бонус для любителей Англии и причудливых параллелей:

Пашка Колокольников — это же почти прототип красавчика Алфи! Правда, Пашка за женщинами пока только приударяет, а житель Лондона Алфи переходит от слов сразу к делу. Забавно, ведь «Живет такой парень» вышел в 1964 и на Венецианском кинофестивале получил приз как «лучший фильм для детей», а «Алфи» с Майклом Кейном выйдет два года спустя, получит приз жюри в Каннах и войдет в историю мирового кино.

О пересечениях этих двух любопытных картин мы поговорим в другой раз.

Майкл Кейн, он же Алфи. Сцена в больнице
Майкл Кейн, он же Алфи. Сцена в больнице