Найти тему
Газета.Ru

Курсом на импортозамещение: как будет развиваться российский автопром

Согласно новой стратегии развития автопрома, в России до 2035 года планируется локализовать производство ABS, подушек безопасности, автоматических коробок передач и других ключевых автокомпонентов. Число платформ, на которых выпускаются автомобили, должно сократиться. Отрасль нуждается в основополагающем документе и развитии выпуска компонентов, однако целевые показатели сейчас названы лишь декларативно, говорят эксперты.

Фото: Максим Богодвид/РИА «Новости»
Фото: Максим Богодвид/РИА «Новости»

Минпромторг опубликовал проект стратегии развития российского автопрома до 2035 года. Согласно документу, автопроизводство в России смещается в сторону повышения уровня локализации автокомпонентов и уменьшения числа платформ, на которых будут строиться автомобили в России.

Новой стратегией до 2035 года провозглашается стремление в сторону технологического суверенитета. Предыдущим документом, описывавшим развитие российского автопрома до 2025 года, декларировалось встраивание российских предприятий в мировые цепочки поставок.

«До конца 2026 года основной задачей является создание продукции с уровнем локализации 90% в массовом сегменте, при этом доля продукции национальных производителей должна составить не менее 50%», — говорится в документе относительно целевых перспектив развития сегмента легковых автомобилей.

К 2035 году на российском рынке должно присутствовать отечественных 50-60% легковых машин с ДВС и 20-30% электрокаров, на оставшиеся 10-20% приходятся импортные машины.

Что происходит сейчас

Среди сильных сторон современного российского автопрома Минпромторг упоминает объем производственных мощностей, которых достаточно для удовлетворения потребностей рынка, а также наличие автомобильных платформ российской разработки. К ним же относятся наработки по электромобилям и развитие инфраструктуры к ним.

Среди слабых сторон — высокая зависимость от иностранных технологий и оборудования, а также в целом выcокую импортозависимость в отрасли.

В пресс-службе «Группы ГАЗ» сообщили «Газете.Ru», что у автопроизводителей есть понимание конфигурации будущей компонентной отрасли и назвали своим ключевым проектом легкий дизель для коммерческого транспорта, однако отметили необходимость госфинансирования.

«Необходимо запускать отраслевую компонентную программу как можно быстрее и важно, чтобы она была не только прописана в стратегии, но и чтобы на ее поддержку были обеспечены бюджетные средства на ближайшие три года», — рассказали в пресс-службе «Группы ГАЗ».

«Газета.Ru» обратилась с вопросами об оценке новой стратегии и возможностях ее выполнения и к другим крупным российским автопроизводителям, на момент публикации ответы в редакцию не поступили.

Стратегия более-менее объективно описывает нынешнюю ситуацию, однако планы дальнейшего развития отрасли в ней изложены лишь декларативно, полагает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

«В проекте не указаны целевые показатели, не прописаны источники финансирования для создания тех или иных разработок и компонентов, не названы конкретные сроки выполнения задач», — обращает внимание Бургазлиев в беседе с «Газетой.Ru».

В настоящее время этот документ далек от того, чтобы быть вектором для отрасли, который для нее жизненно важен — в стратегию крайне необходимо включить конкретные показатели и указать ответственных за их достижение, считает он.

Развитие российского автопрома невозможно без формирования мощной отрасли по производству автокомпонентов, востребованных в тех странах, с которыми Россия продолжает сотрудничать, считает вице-президент «Национального автомобильного союза» Антон Шапарин.

«Без больших тиражей и экспорта компонентов не будет нормальной себестоимости запчастей для российских автомобилей, а без этого не будет и самих российских автомобилей. Чтобы эта стратегия «взлетела», необходимо идти по пути Турции и создавать мощную компонентную отрасль», — отмечает Шапарин в беседе с «Газетой.Ru». — Сейчас же провозглашается, что на НИОКР необходимо затратить 2,7 трлн рублей, однако непонятно, откуда они возьмутся».

Опубликованным проектом стратегии признается отсутствие в России разработки и производства длинного списка ключевых автомобильных узлов и агрегатов, актуальность двигателей внутреннего сгорания в России в 2035 году и то, что поставки компонентов даже из дружественных стран является угрозой для автопрома, что отражает реальность, однако горизонт планирования слишком далек, добавляет он.