Найти в Дзене
Александр Майсурян

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (89). Укрепление семьи, или Семейный термидор

Рисунок Юлия Ганфа (1898–1973). 1935 год

Повторим то, что уже говорилось ранее в одном из предыдущих писем: с начала 1930-х годов, как отмечала в письме большевикам лидер левых эсеров Мария Спиридонова, «широкие слои масс входят в правящий аппарат». Под массами она, конечно, подразумевала в первую очередь крестьянство, которое волновало левых эсеров в наибольшей степени. Что же означал этот грандиозный классовый сдвиг? Само собой, за большевиками к 1935 году пошли не кулаки, не нэпманы, а более лево- и антибуржуазно настроенные массы деревни. Но это были всё те же трудящиеся мелкие хозяева, мелкие собственники, какими по классовой психологии, классовому мироощущению всегда были и оставались крестьяне, хоть в общинах, хоть к колхозных артелях. Даже самому наивному человеку должно быть ясно, что невозможно вести за собой стомиллионное крестьянское море, не учитывая его привычное мировоззрение, устоявшиеся социальные вкусы и привычки, обычаи и традиции, бытовое и общественное поведение.
Могло ли это не коснуться семейной политики большевиков? Конечно, не могло. Остаётся только удивляться тому, что поворот к новой политике в области семьи и брака — его обозначали словами «укрепление семьи» — совершался всё же сравнительно медленно.
Этот рисунок 1935 года выглядит как продолжение полемики 20-х годов вокруг «полового вопроса», тем более, что в нём высмеивается «многогранность» любви и семьи — лозунг Александры Коллонтай.

-2

Рисунок Михаила Храпковского (1905—1959). 1935 год «Многогранная семья.
— Такой шум, что работать невозможно!..
— А это твои дети и мои дети играют с нашими детьми».


А в 1944 году было и формально покончено с прежней лёгкостью развода. Отныне, чтобы только начать дело о разводе, требовалось сообщить об этом в местной печати (и газеты запестрели объявлениями о разводах). Вот как они выглядели:

-3

А это стишок из печати уже 1960 года, высмеивающий авторов таких объявлений.

-4

Развести супругов с 1944 года мог уже только суд, и делал он это весьма неохотно. В советском брачном кодексе 1950 года читаем: «Суды должны иметь в виду, что временный разлад в семье и конфликты между супругами, вызванные случайными и проходящими причинами... не могут считаться достаточным основанием к расторжению брака. Только в том случае, когда... суд придёт к убеждению... что дальнейшее сохранение брака будет противоречить принципам коммунистической морали... суд может расторгнуть брак». В общем, идеалом для общества в 1940-е и 1950-е годы стал постоянный брак на всю жизнь.
Нетрудно догадаться, что Л.Д. Троцкий, заставший первые годы этого поворота, подвергал его уничтожающей критике и назвал «Семейным термидором». Так озаглавлена целая главка в его работе «Преданная революция» (1936). В ней он писал: «Действительно социалистическая семья, с которой общество снимет повседневную обузу невыносимых и унизительных забот, не будет нуждаться ни в какой регламентации, и самое понятие законодательства об абортах или разводе будет для нее звучать не многим лучше, чем воспоминанья о домах терпимости или человеческих жертвоприношениях. Октябрьское законодательство сделало смелый шаг в сторону такой семьи». «Революция сделала героическую попытку разрушить так называемый «семейный очаг», т.е. то архаическое, затхлое и косное учреждение, в котором женщина трудящихся классов отбывает каторжные работы с детских лет и до смерти... Доколе эта задача задач не разрешена, 40 миллионов советских семей остаются, в подавляющем большинстве своём, гнёздами средневековья, женской кабалы и истерии, повседневных детских унижений, женских и детских суеверий. Никакие иллюзии на этот счёт недопустимы».
Начавшийся откат в сторону «укрепления семьи» Троцкий характеризовал так: «Взять старую семью штурмом не удалось... Семью нельзя «отменить»: её надо заменить. Действительное освобождение женщины неосуществимо на фундаменте «обобщённой нужды». Опыт скоро обнаружил эту суровую истину, которую Маркс формулировал за 80 лет до того». «Открыт поход против слишком частых и легких разводов. Творческая мысль законодателя уже изобрела такую «социалистическую» меру, как взимание денежной платы при регистрации развода и повышение ее при повторных разводах». «Вожди заставляют не только склеивать заново черепки разбитой семьи, но и считать её, под страхом лишения огня и воды, священной ячейкой победоносного социализма. Трудно измерить глазом размах отступления!» «Все и вся втянуты в новый курс: законодатель и беллетрист, суд и милиция, газета и школьная кафедра. Когда наивный и честный комсомолец отваживается написать в свою газету: «Вы лучше занялись бы разрешением задачи: как выйти женщине из тисков семьи», он получает в ответ пару увесистых тумаков и — умолкает».

А это иллюстрации и заметка из советской печати 1936-1949 годов, отразившие этот поворот к «укреплению семьи».

-5

Рисунок Бориса Ефимова (1900—2008). 1940 год. «Накипь.
— Где ты познакомилась со своим новым мужем?
— В загсе. На прошлой неделе. Он регистрировал развод со своей третьей женой, а я как раз регистрировала брак со своим вторым мужем».

-6

Рисунок Бориса Ефимова. 1940 год.

-7

Юмористический рассказ из советской печати. 1940 год.

-8

Рисунок Николая Радлова (1889—1942). Февраль 1941 года.

Ниже приводится рисунок Константина Ротова (1902—1959) 1936 года «Среди недовольных» (в виде фрагментов). Целый сатирический парад противников политики «укрепления семьи и брака»:

-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18

Рисунок Б. Ефимова. Июль 1945

-19

Рисунок Аминадава Каневского (1898—1976). Декабрь 1945

-20

Рисунок Юрия Узбякова (1916—1982). Журнал «Крокодил». 1949 год. «Пленум Верховного Суда Союза ССР обратил внимание судов, что при рассмотрении дел о расторжении брака они должны исходить из основной задачи — укрепления семьи и брака».
«Обижен судьёю.
— Неудачно я в последний раз женился!
— А что?
— Развестись никак не могу!»


(Продолжение следует)