Найти в Дзене
Культурология для всех

Почему первосвященник разрывает одежды, разговаривая с Иисусом?

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлый раз мы дошли до эпизода ареста Иисуса.

Христа привели к первосвященнику Каиафе, где собралось много старейшин и книжников. Они допрашивали свидетелей, или как называет их Матфей “лжесвидетелей”, чтобы получить повод и казнить Христа. Сначала свидетельства были бесполезны, потом один сказал, что Иисус якобы похвалялся разрушить храм Божий и построить его заново за три дня.

Спаситель ничего не отвечал на обвинения и тогда:

“первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?” [Матф. 26:63].

Мне кажется, что такая эмоциональность задающего вопрос говорит о том, что его раздирают сомнения: а вдруг он именно тот, за кого себя выдает? Конечно, ведь никому не хочется стать палачом Сына Божьего.

“Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных” [Матф. 26:64].

Вы знаете, у меня ощущение, что они, просто, не договорились о терминах: евреи ждали “Сына Божьего”, а Христос объявляет себя “Сыном Человеческим”. Стоит предположить, что сделал он это специально, дабы исполнить волю Отца и предсказания пророков. Добавлю, что на протяжении всего текста Евангелия от Матфея Иисус нигде не называет себя “Сыном Божьим”.

“Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что ещё нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!” [Матф. 26:65].

Разрывание одежд, на мой взгляд, также свидетельствует о сильном переживании человека, который это делает. Причем, проводится такая процедура, как символ скорби по умершему родственнику. Одному из семи: по отцу, матери, сыну, дочери, брату, сестре и жене/мужу.

Тем не менее Спасителя приговорили к смерти и стали издеваться.

-2

Петр проследил куда отвели Учителя, и ждал, чем все закончится. Там служанка узнала в нем ученика Иисуса Галилеянина, но ответил:

“не знаю, что ты говоришь” [Матф. 26:70],

и поспешил покинуть то место. На выходе его признала другая, и он снова отрекся, чуть позже пришлось отрекаться еще раз, после чего запел петух. И Петр вспомнил предсказание Учителя об этом.

-3

В следующей публикации мы подберемся к финалу Евангелия от Матфея.

Библейский текст - это всегда повод поразмышлять, для этого хорошо подходят аудиокниги. Вот, к примеру, Библия. Новый завет. Евангелие от Матфея, на Литрес.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Культура средневековой Индии - начало здесь

Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь

Культура средневековой Камбоджи - начало здесь

Культура средневекового Таиланда - начало здесь

Культура средневекового Китая - начало здесь

Культура средневековой Японии - начало здесь

Культура средневековой Европы - начало здесь