"Никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни ..." (М. Горький)
Читая произведения Чехова, чувствуется наслаждение и бодрость. Писатель на века!
Откуда же он вобрал в себе столько ясности мысли, что невольно поражаешься этой глубине?
Быть может, Чехов понимал всю несправедливость человеческой действительности. В его творчестве везде присутствует "сатирическая глубина". Видя только чеховские насмешки, многие читатели считали писателя - сатириком. И лишь передовые читатели литературы принимали его как писателя нового времени, критиковавшего пороки общества.
Один из главных пороков - деградация человеческой личности, т.е. потеря человеческих чувств и стремлений. Именно о потере личности он говорит нам в рассказе "Крыжовник".
Герой рассказа Николай Иванович Чимша- Гималайский был сыном небогатого помещика, проводивший детство в деревне. Детство кончилось, и бурная жизнь звала, но он не окунулся в поток жизни.
Он стал простым чиновником, задался целью купить именьице и выращивать крыжовник.
Для достижения мизерной цели Чимша-Гималайский отказывает себе во всем: питается впроголодь, живёт в грязной комнате, а самое главное - он не общается с людьми. Николай Иванович не знает, насколько прекрасно чувство любви, ему доставляет удовольствие чтение, наука.
И под конец жизни он выращивает крыжовник. Выращивать крыжовник для чиновника - это наслаждение. Внешность Чимши-Гималайского заметно меняется. Николай Иванович толстеет, становится похожим на какое-то расплывчатое бесформенное существо. Облик его животный, а не человеческий.
Похож на облик Николая Ивановича и внешность учителя гимназии губернского города, - Беликова.
Беликов казался всему окружению городка странным человеком.
Он даже в теплую погоду ходил в пальто, шляпе, калошах и с зонтиком, который находился в футляре, и вся душа учителя гимназии находилась в футляре.
Вот что удивительно: Беликова все боялись, начиная с коллег по работе, заканчивая директором гимназии, конечно же, боялись не потому, что у него была странная внешность. Боялись потому, что он был доносчиком. Действительность раздражала его, и чтобы оправдать отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое. Учитель гимназии жил по установленному циркуляру, и если их нарушали, он говорил: " оно, конечно, так-то так, вы это прекрасно, да, как бы чего не вышло".
Нельзя сказать, чтобы он не знался с людьми, он приходил, бывало, к кому-нибудь из коллег, посидит молча ровно столько, сколько для него достаточно и уйдет. Беликов старается скрыться в футляр, но жизнь касается его. Да ещё как!
Он чуть было не женился, если бы не случайность. Однажды Беликов увидел, что предмет его любви ездит на велосипеде. Он поразился. Основной удар заключался в том, что учитель понял - ему не противостоять этому. И от нехватки человеческих эмоций Беликов умирает.
В гробу выражение его лица стало кротким, спокойным, как-будто обращалось со словами:
- "Наконец - то я попал в футляр, из которого меня никто не вынет".
Жизнь полна обывательщины и доктора Старцева из рассказа "Ионыч". Молодой доктор приезжает в провинцию. Старцев ступает на подвижнический путь, в нем велико желание помогать людям.
Но влияние обывательской среды города пагубно сказывается на нем. Идеи, любовь к Котику заменяются жаждой наживы. Она настолько велика (жажда наживы), что стремление Котика облагородить жизнь доктора не приводит к успеху. Старцева не возвратить из обывательщины, она крепко засела в нем.
Здесь писатель внимательно и бережно относится к собственным героям.
Писатель призывает молодежь сторониться низменных чувств.
"Берегите в себе человека!"
#литературные герои
*Если понравилось, ставьте "лайк"и подписывайтесь на мой канал)