Найти тему
Совунья

Баба Яга (по мотивам древних сказаний) часть 8

Оглавление

Книга первая — Вековуха—

— А хочешь, дядечка, я тебе рубаху сошью? Твоя— то совсем худая стала,— спросила Дарья после ужина

— Не рубаха это, а подрясник*, я, вишь, священником прежде служил, как ваш батюшка

— Вот это да! Но наш— батюшка аккуратный, волосья у него гладко так лежат,— Дарья провела рукой по своим волосам, показывая, как уложены волосы у отца Михаила,— борода, конечно, тоже не короткая, но чистая и не торчит колтуном

— А эта, значит, торчит?— старик схватил свою бороду в руку и потряс ей перед Дарьиным лицом от чего она испугалась, но постаралась виду не подавать,

— Торчит, дядечка, ох торчит,— вздохнула,— и волосья твои тоже торчат

Старику, вдруг, опять стало смешно,

— И что с этим делать теперь?
— Я сегодня посижу ночку, сошью тебе рубаху, не…. не рубаху— подрясник, а ты утречком на речку сбегаешь, я тебе золу вареную дам— помоешься, а потом подстригу тебя

— А умеешь ли?
— Умею, тятеньку да братьев всегда стригла

— Вот за это СпасиБо тебе, дочка, я на озеро— то мыться часто хожу и золу варить умею, но стричься не могу, да и гребень давно сломался,— махнул рукой старик

из свободных источников
из свободных источников

— А чего баню— то не поставишь?
— А действительно, чего бы баню не поставить? Озеро рядом, дров да веников— полный лес,— обрадовался идее хозяин избушки. — Вот я — дурья бошка, как и есть, дурья, тебя, значит, спросил как звать, а себя — то и не назвал,

Агафоном при крещении батюшка нарек, а до этого Туром звали

— А ты и правда грек?
— Не…. русич, просто долго жил в Царьграде, там и крестился, там и рукоположен был, служил в самой Софии**,

из свободных источников
из свободных источников

потом на Русь вернулся, в Десятиной*** служил, Успенском Соборе, значит

из свободных источников
из свободных источников

— Ой, видела этот Храм

— А ты что же и в самом Киеве была?
— Была, тятенька возил, да и не только в Киеве, и в Смоленске была, и в Любече, и у древлян в Исткоростене, много где с тятей ездили

— Хороший у тебя тятя— то был, видно любил тебя шибко

— Ага, братья говорили: забаловал

— Может и забаловал. А муж— то твой где?
— Ой,— махнула рукой,— да нету мужа и не было никогда

— Вековуха что ли?
— Вековуха,— улыбнулась Дарья

— А что так? Вроде из себя так пригожая, не сватал что ли никто?
— Сватали, дядечка, многие сватали, только не любы все они были

— Когда это наши бабы женихов перебирали? Видать, точно тятя забаловал тебя, ох, забаловал,— весело сказал Агафон,— ну это и хорошо

— Почему хорошо, дядечка?
— Ну, чем быть мужем битой, лучше тятей балованной

— Знаешь, как нам с тятечкой хорошо жилось, он добрый да веселый был, правда по матушке все время кручинился, ее хазары в полон угнали, когда я ещё совсем маленькой была,

шибко не хотелось уходить от него, он бы один совсем зачах, братья, вишь, давно своими семьями жили, свои дела, свои заботы,

а за нелюбого выходить и себя, и его обманывать, а, вдруг, он по— настоящему полюбит, а я— нет, обман же будет, как есть обман

— Добрая ты, видать, девка— то,

а я, как свара между князьями— то****, ну сынами— то Владимира Святославича***** началась, решил уйти в отшельники******, ну еще немного послужил, а после Бориса да Глеба*******испросил благословение у архиерея******** и сюда, с тех пор, здесь и обитаю, почитай, уж, годков пятнадцать будет или около того

из свободных источников
из свободных источников

*подрясник— нижнее облачение православного духовенства и монашества — длинная до пят одежда с длинными узкими (в отличие от рясы) рукавами

—————

** Храм Святой Софии (Премудрости Божией) в Константинополе (ныне Стамбул, Турция), выдающийся памятник византийской архитетктуры. Возведён в 532—37 гг. архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. По преданию, образ здания Св. Софии явился зодчим во сне. Центрическая трехнефная базилика — воплотила идею простёртого над людьми Божественного мироздания. Возведённый в правление императора Юстиниана, в пору наивысшего могущества Византийской империи, храм стал не только культовым центром, но и местом проведения важных государственныхмероприятий.

Купол диаметром 32 м перекрывает пространство храма на высоте ок. 40 м. Бара в основании купола прорезан множеством окошек;

тонкие перегородки между окошками «растворяются» в потоках солнечных лучей, создавая ощущение «светового кольца» под свободно парящим куполом, который, как говорили, словно «подвешен к небу на золотых цепях», подчёркивая безграничность Божественной Вселенной. Свет, стекающий сверху в пространство храма, символизировал схождение Божественной благодати.

Купол опирается на четыре огромных столпа, стоящие по углам подкупольного квадрата. Распор (давление) купола гасится с помощью полукуполов, примыкающихк центральной окружности, а также через ряды сводов в боковых нефах — вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов, так же часть церкви, предназначенная для мирян

Тяжёлые несущие опоры искусно скрыты: они зрительно сливаются с боковыми стенами или являются частью ажурной колонаты аркад. Роскошное внутреннее убранство храма (цветной мрамор, мозаики) довершал образ «Рая на земле», столь поразивший русских послов, посетивших литургию в Софии. Константинопольской в 987 г., что, по преданию, стало одним из решающих доводов в пользу Крещения Руси

——————

***Десятинная Церковь — Храм Успения Пресвятой Богородицы  — первый каменный Православный Храм на Руси, воздвигнутый Владимиром Святославичем в 989—996 годах в киевском детинце

Десятинная церковь названа так потому, что на её содержание шла десятина ( десятая часть) княжеских доходов. Святой князь Владимир при закладке краеугольного камня в присутствии митрополита Леонтия , епископов греческих и русских, бояр и бесчисленного народа изрёк: «Даю церкви сей Пресвятой Богородицы от именья моего и от град моих десятую часть»

——————

**** «как свара между князьями— то»— вторая междусобная война на Руси (1015—1019), между сыновьями Владимира Святого, борьба за власть после ухода из жизни Владимира Святославича, завершившаяся в пользу Ярослава Владимировича Мудрого

———————

***** Владимир Святославич— Великий князь Киевский (978—1015), при котором произошло Крещение Руси, сын Святослава Игоревича и его невольницы Малуши, внук Великого Киевского князя Игоря Рюриковича и Святой Равноапостольной княгини Ольги, правнук Рюрика— варяжского конунга, пришедшего в новгородские земли по зову Восточных славян в 862 году ( см: https://zen.yandex.ru/media/id/61bf040a867bfb50fa124ecb/zapiski-istorika-prizvanie-variagov-riurik-61dbd3eeec1fd942077fa0ec

—————

******отшельник— человек из религиозных соображений поселившийся в уединении и отказавшийся от общения с людьми, миром; пустынник. // О человеке, живущем в уединении, избегающем общества людей. Живёт отшельником, ни с кем не видится

—————

******* Борис и Глеб — в крещении Роман и Давид; убиты в 1015 году — русские князья, сыновья Владимира Святославича ( см *****) В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после ухода из жизни их отца, были, по официальной версии, убиты своим старшим братом Святополком, который позднее получил от историографов прозвище «Окаянный». Борис и Глеб стали первыми русскими Святыми, их канонизировали в лике мучеников—страстотерпцев, сделав их покровителями Русской земли и «небесными помощниками» русских князей

Борис и Глеб— Православная Икона; из свободных источников
Борис и Глеб— Православная Икона; из свободных источников

———————

******** архиерей— общее название для высших чинов духовенства (епископа, архиепископа, митрополита).

Баба Яга (по мотивам древних сказаний) часть 1

часть 2
https://dzen.ru/media/id/61bf040a867bfb50fa124ecb/baba-iaga-po-motivam-drevnih-skazanii-chast-2-62fbf7e02495ba1ab361e3d3

часть 3

https://dzen.ru/media/id/61bf040a867bfb50fa124ecb/baba-iaga-po-motivam-drevnih-skazanii-chast-3-62fc090250d6960179c7a0d9

часть 4

https://dzen.ru/media/id/61bf040a867bfb50fa124ecb/baba-iaga-po-motivam-drevnih-skazanii-chast-4-62fc1c80ed351b17f92ec38a

часть 5

https://dzen.ru/media/id/61bf040a867bfb50fa124ecb/baba-iaga-po-motivam-drevnih-skazanii-chast-5-62fd5807ed3ea9041381c95e

Баба Яга (по мотивам древних сказаний) часть 6
Баба Яга (по мотивам древних сказаний) часть 7

Данный материал является интеллектуальной собственностью автора. Копирование и прочее использование на разных ресурсах запрещены.

буду безмерно благодарна за Ваше внимание