Найти в Дзене

Цитата "ВАЖНЕЙШАЯ НАУКА ДЛЯ ЦАРЕЙ".

Цитата, вырванная из морали басни "Воспитание Льва" (1811 г.) русского баснописца Крылова Ивана Андреевича (1769 – 1844). В основу басни положен оригинальный сюжет. Царь зверей, Лев, желая дать своему сыну-львенку должное воспитание и подготовить его к управлению лесной братией, размышляет о том, кому же отдать сына в обучение. Перебрав зверей, остановился на пернатых и отдал своё чадо на воспитание орлу. Прошли годы и вот стоит перед отцом обученный сынок – «Как осчастливить хочешь ты свой народ?». «Когда ж намерен ты правленье мне вручить, То я тотчас начну зверей учить - Вить гнезды» - ответил ему будущий правитель.

«А Лев-старик поздненько спохватился, Что Львенок пустякам учился И не добро он говорит; Что пользы нет большой тому знать птичий быт, Кого зверьми владеть поставила природа,

И что важнейшая наука для царей:

Знать свойство своего народа

И выгоды земли своей.»

Баснописец открыто намекнул на иностранное обучение Александра I, которым ведал известный швейцарский вольнодумец Лагарп (1754-1838), ставший впоследствии одним из деятелей революционной Гельветической республики и от которого будущий император воспринял новейшие гуманитарные идеи, царившие в то время во Франции. Но образованный иностранец не мог дать ему знания России. Этим незнанием Отечества объясняются неудачные попытки Александра провести в жизнь свои либеральные взгляды. Крылов вполне разделяет точку зрения тогдашних консерваторов, по мнению которых воспитание Александра было одной из великих ошибок Екатерины. Занятия с Лагарпом знакомили его с жизнью и идеалами древнего мира, с идеями европейских мыслителей и действовали возвышающим образом на восприимчивую, мечтательную душу наследника.

В басне Крылов выразил идею национальной особенности и показал неприемлемость иноземных знаний для воспитания будущего правителя Российской империи. Он категорически выступает против таких "иностранных воспитателей" и остроумно показал, к чему это приводит.

Крылов высмеивает традицию приглашать иностранных учителей для обучения русских дворян: "Еще с начала прошлого века [XVIII в.], когда у нас было мало ученых людей, многие старались вызвать из-за границы людей ученых и умных для воспитания нашего подрастающего поколения. К этому стремился император Петр I и его приемники: Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина Великая. В то время высшей степени образования достигла Франция. Поэтому, именно оттуда были вызваны учёные мужи. Этим людям слепо доверили воспитание детей. Но выбор учителей был неудачен: они учили правильно говорить на своем языке, приучали думать и уважать чужое. Они учили уважать великих людей Франции, гордиться славой Франции и бояться за ее судьбу. Все это укоренилось так сильно, что даже правительство не могло ослабить такого сильного доверия к французам.»

В этой прекрасной басне — ключ к пониманию общей причины всех неудач либеральных реформ в России, начиная с Александра I-го, далее Александра II-го, февралистов 1917-го, реформаторов 90-х и современных прозападно настроенных либералов. Наши учившиеся на Западе реформаторы прекрасно знали, как работают западная финансовая и экономическая система, система органов власти, историю её становления, как она решает проблемы английского или немецкого обывателя...

Они самого главного не знали: они совсем не знали нашей страны и её народа. Они слепо верили (и до сих пор так же слепо верят!), что стоит только ввести у нас еврозаконы, европарламент, евробанкинг и вообще евро-чего-то, как тут же всё завертится и жизнь станет «как в Европе». Они почему-то считают, что все государственные и экономические институты — и наши, и западные — универсальны, работают сами по себе, как мёртвый механизм, без определённо-направленной силы воли составляющих их людей. Они не хотят задуматься, что их институты построены действующей в истории волей их людей и пусть прикровенно, не всегда ясным образом, но непременно подстроены под их волю.

Ни для кого не секрет, что дети многих российских высокопоставленных лиц учатся за рубежом. Наступаем на те же грабли? Ответ однозначен – нет, обучение проходит не во благо России, а во благо своего личного будущего, тоже что и своего обогащения. А уж будут ли они сидеть в кабинетах власти и принимать законы во благо России, этот вопрос остаётся открытым. Никак и ничему не учит история благодетеля родителя, как скажет, так и будет.

Иносказательно о предостережении великих мира сего в обучении своих отпрысков.

Спасибо, что дочитали статью, был бы очень благодарен вашей поддержке в виде лайка и подписки. Пишите в комментариях своё мнение, замечания, будет очень интересно послушать! Успехов, удачи Вам и лёгкости в общении!
Возможно, вам будет интересно:
Выражение "ВАВИЛОНСКОЕ СМЕШЕНИЕ ЯЗЫКОВ".
Фразеологизм - "ВАГОН И МАЛЕНЬКАЯ ТЕЛЕЖКА"
"ВА-БАНК!" - Откуда взялся этот возглас?

Ссылка на ПОСТ моего канала "КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ".