Цвет много значит в жизни человека. Это "многое" родилось в истории культуры: люди изучали природу, себя - придумывали всякие способы выжить и развиваться. Пришлось применять цвета для маскировки, для идентификации полезных и опасных продуктов, для опознания своих и чужих. Сначала значения цвета "подсматривали" в природе, затем люди стали создавать смыслы на основе опыта взаимодействия друг с другом. Так появилась культурная "палитра", которой мы пользуемся в 21 веке.
Начало истории цвета тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий. Фиолетовый.
Фиолетовый 紫色 [zǐ sè] в древней китайской культуре, как и в японской, изначально видели частью природы и мироздания, поэтому в самые древние времена он считался одной из красок "космоса". По крайней мере, того, что под "космосом" понимали эти ребята.
В ходе истории культуры, развития социальных норм и поиска их связи с законами бытия фиолетовый, как и другие цвета, вписали в границы сословий и классов - их ценностей и порядков. Этот цвет связали с благородной аристократией – им окрашивали одежды царских особ (紫衣) и знатных персон, декорировали императорские покои.
Основная резиденция китайских императоров - Запретный город - так и называлась: 紫宸 – «фиолетовые покои», «запретный город».
Параллельно с социальными смыслами цвета в китайской культуре оставались устойчивыми и религиозные: фиолетовым окрашивали даосские святыни. Тут вступал в дело наш любимый двойной стандарт: связать религию и власть - императора и богов. Императоры Древнего Китая всех эпох использовали фиолетовый цвет во многих сферах жизни, стремясь укрепить авторитет и продлить свою власть.
В языковой картине мира Китая фиолетовый также определял смыслы благородства и значимости. Словосочетание «фиолетовый халат» означало костюм сановника, занимающего высокий пост.
«Фиолетовый император» – небожитель. «Фиолетовая резиденция» – жилище императора или монахов-даосов, «фиолетовая книга» – даосские каноны. Фразой «фиолетовое облако приближается с востока» указывали на то, что что-то мирское становится бессмертным.
Во времена правления династии Хань яркий фиолетовый цвет еще рассматривали как чрезвычайно драгоценный и редкий. А вот при династии Тан его уже использовался более свободно – в одежде должностных лиц не ниже «пятого класса» (классификация рангов чиновников). С ходом времени фиолетовые / пурпурные одеяния начали носить ученые и их ученики.
Однако великий философ Конфуций предупреждал, что дороговизна одежд излюбленного ими цвета "может вызвать недовольство простого народа". И советовал своим ученикам никогда не использовать в одежде темно-пурпурный цвет - быть скромными.
В эстетике китайский фиолетовый способствовал утонченному выражению в художественном образе идей неразрывности Неба и Государства, подчинения младших – старшим, вселенской гармонии и пр. Связь между цветом и мастерством, цветом и словом, цветом и религией была нерушима.
В повседневной культуре бытование фиолетового началось только с нашей эры. Фиолетовая кайма на кимоно и узоры считали весьма элегантными.
Его использовали в дизайне внутреннего пространства домов, для орнаментов посуды, макияжа. Чаще всего применяли оттенки фиолетового: исчерна-фиолетовый, фиолетово-красный, темно-фиолетовый с красноватым оттенком.
В современном Китае этот цвет до сих пор считают благородным.
В следующей истории о фиолетовом в Индии