Найти тему
Культ Культуры

История цвета. Запретный город в Китае совсем не изумрудный, а пурпурный

Цвет много значит в жизни человека. Это "многое" родилось в истории культуры: люди изучали природу, себя - придумывали всякие способы выжить и развиваться. Пришлось применять цвета для маскировки, для идентификации полезных и опасных продуктов, для опознания своих и чужих. Сначала значения цвета "подсматривали" в природе, затем люди стали создавать смыслы на основе опыта взаимодействия друг с другом. Так появилась культурная "палитра", которой мы пользуемся в 21 веке.

Начало истории цвета тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий. Фиолетовый.

Фиолетовый 紫色 [zǐ sè] в древней китайской культуре, как и в японской, изначально видели частью природы и мироздания, поэтому в самые древние времена он считался одной из красок "космоса". По крайней мере, того, что под "космосом" понимали эти ребята.

В ходе истории культуры, развития социальных норм и поиска их связи с законами бытия фиолетовый, как и другие цвета, вписали в границы сословий и классов - их ценностей и порядков. Этот цвет связали с благородной аристократией – им окрашивали одежды царских особ (紫衣) и знатных персон, декорировали императорские покои.

-2
Вроде как император династии Хань. "Реконструкция"
Вроде как император династии Хань. "Реконструкция"
Мандарин. Надо сказать, что этот мандарин изображен без желтого жилета, благодаря которому их так назвали. "Мандаринистость" в богатой желтой вышивке на груди и желтом подкладе платья
Мандарин. Надо сказать, что этот мандарин изображен без желтого жилета, благодаря которому их так назвали. "Мандаринистость" в богатой желтой вышивке на груди и желтом подкладе платья

Основная резиденция китайских императоров - Запретный город - так и называлась: 紫宸 – «фиолетовые покои», «запретный город».

Императорский трон в центральном дворце Запретного города. Вот если по-честному, то, на мой взгляд, это цвет бордо. От фиолетового ждешь больше синевы в красном, а не красноты в синеве. Но, как вы понимаете, оттенков неисчислимое множество. Есть фиолетовый "теплый" - почти красный. И есть "холодный". Также отличаются оттенки по "светлоте" - разбеленности: пастельные, почти белые фиалковые и проч.
Императорский трон в центральном дворце Запретного города. Вот если по-честному, то, на мой взгляд, это цвет бордо. От фиолетового ждешь больше синевы в красном, а не красноты в синеве. Но, как вы понимаете, оттенков неисчислимое множество. Есть фиолетовый "теплый" - почти красный. И есть "холодный". Также отличаются оттенки по "светлоте" - разбеленности: пастельные, почти белые фиалковые и проч.

Параллельно с социальными смыслами цвета в китайской культуре оставались устойчивыми и религиозные: фиолетовым окрашивали даосские святыни. Тут вступал в дело наш любимый двойной стандарт: связать религию и власть - императора и богов. Императоры Древнего Китая всех эпох использовали фиолетовый цвет во многих сферах жизни, стремясь укрепить авторитет и продлить свою власть.

-6
Алтарь даосского храма. Фиолетовый в элементах одежды небожителей. Вообще, у китайцев монохрома нет - все расписано, как главки храма Василия Блаженного. Даже пестрее. Посмотрите на картинку ниже - резной потолок в одном из дворцов
Алтарь даосского храма. Фиолетовый в элементах одежды небожителей. Вообще, у китайцев монохрома нет - все расписано, как главки храма Василия Блаженного. Даже пестрее. Посмотрите на картинку ниже - резной потолок в одном из дворцов
-8

В языковой картине мира Китая фиолетовый также определял смыслы благородства и значимости. Словосочетание «фиолетовый халат» означало костюм сановника, занимающего высокий пост.

-9

«Фиолетовый император» – небожитель. «Фиолетовая резиденция» – жилище императора или монахов-даосов, «фиолетовая книга» – даосские каноны. Фразой «фиолетовое облако приближается с востока» указывали на то, что что-то мирское становится бессмертным.

Во времена правления династии Хань яркий фиолетовый цвет еще рассматривали как чрезвычайно драгоценный и редкий. А вот при династии Тан его уже использовался более свободно – в одежде должностных лиц не ниже «пятого класса» (классификация рангов чиновников). С ходом времени фиолетовые / пурпурные одеяния начали носить ученые и их ученики.

-10

Однако великий философ Конфуций предупреждал, что дороговизна одежд излюбленного ими цвета "может вызвать недовольство простого народа". И советовал своим ученикам никогда не использовать в одежде темно-пурпурный цвет - быть скромными.

В эстетике китайский фиолетовый способствовал утонченному выражению в художественном образе идей неразрывности Неба и Государства, подчинения младших – старшим, вселенской гармонии и пр. Связь между цветом и мастерством, цветом и словом, цветом и религией была нерушима.

-11
Современная вариация го-хуа
Современная вариация го-хуа

В повседневной культуре бытование фиолетового началось только с нашей эры. Фиолетовая кайма на кимоно и узоры считали весьма элегантными.

Его использовали в дизайне внутреннего пространства домов, для орнаментов посуды, макияжа. Чаще всего применяли оттенки фиолетового: исчерна-фиолетовый, фиолетово-красный, темно-фиолетовый с красноватым оттенком.

В современном Китае этот цвет до сих пор считают благородным.

В следующей истории о фиолетовом в Индии