Найти тему
Серебряный Дождь

Быстро, дешево, средненько!

Ровно неделю назад в кинотеатрах вышел в прокат фильм режиссёра Мишеля Хазанавичуса «Final Cut», который в российском прокате проходит под названием «Убойный монтаж». Фильм открывал 75-й, юбилейный, Каннский фестиваль.

Режиссёром фильма выступил Мишель Хазанавичус, автор романтической комедии «Артист» (Оскар в 2011) и «Молодой Годар». Премьера состоялась в Каннах, что, на первый взгляд, весьма необычно… как можно открывать такой значимый фестиваль фильмом про зомби? Согласитесь, это уже представляется каким-то сюром. И именно поэтому 17 мая Канны разделились на два противоположных лагеря, и в этом уже успех этой картины.

Кадры со съемок
Кадры со съемок

«Убойный монтаж» - ремейк малобюджетного японского комедийного фильма ужасов «Зомби одним планом!». Фильм снимали в прошлом году в Париже. Главные роли в картине сыграли Ромен Дюрис, звезда французского кино, и Беренис Бижо, талантливая актриса и по совместительству жена режиссера.

Беренис Бижо и Ромен Дюрис
Беренис Бижо и Ромен Дюрис

На самом деле, лучше всего идти смотреть «Убойный монтаж», ничего не зная о его сюжете. Достаточно того, что это крутейшая, очаровательно черная сатира, с потрясающим юмором, пускай местами и мерзким, но именно это и делает ее постмодернистской комедией.

Законы жанра заставляют меня немного написать о сюжете. По сюжету небольшая и не особо профессиональная съемочная группа берется снимать малобюджетный, экспериментальный фильм о зомби. С усложненной задачей: хронометраж 30 минут - одним дублем - в прямом эфире. Однако, во время съемок все идет не по плану – ведущая актриса плохо играет, а на саму группу внезапно нападают настоящие зомби.

Кадры со съемок
Кадры со съемок

Далее я напишу для тех, кто не боится спойлеров или кому просто необходимо перед просмотром точно понимать, на что он идет. Скажу прямо: этот фильм не такой тупой, если вы выдержите первые 30 минут. После них весь сумбур окончательно уляжется, и картина начнет обретать смысл и глубину.

Сцена из фильма
Сцена из фильма

По сути, фильм делится на три части – этакая своеобразная современная система Аристотелева единства. Очень своеобразная.

Часть первая – это второсортный фильм ужасов, который непосредственно рассказывает нам о том, как снимаются фильмы. Многие актеры, режиссеры и сценаристы с первых секунд начинают реагировать на натуралистичность и узнаваемость сцен о так называемой в актерских кругах «правде жизни». В гротеске режиссер создает каждую сцену, действуя по принципу петельки-крючочка и филигранно доводя всё до абсурда. Тут можно смело передавать поклон французам Беккету, Ионеско и нашему с вами Гоголю. Именно они были открывателями жанра абсурда.

Сцена из фильма
Сцена из фильма

Хочется отметить цветовую гамму фильма - она яркая, сочная, местами слишком пугающая и продуманная до мелочей. А музыкальное сопровождение первой части будет каждый раз напоминать вам, насколько все клишировано, мило и катастрофически нелепо.

Если вы выдержали первые 30 минут, поздравляю, вы вошли в число зрителей, которые не покинули показ в Каннах, и уже начинаете понимать, в чем же дело, и даже не жалеете о потраченных на билет деньгах. Часть вторая открывает нам обычных людей из мира современного кино, где главным лозунгом станет: «Быстро, дешево, средненько!» Как вам такое кредо? По-моему, впечатляет своей точностью. И теперь вы точно поймете, почему именно этот фильм открывал юбилейные Канны.

Сцена из фильма
Сцена из фильма

Во второй части Хазанавичус собрал все клишированные мнения о людях, которые работают в кино. Тут вам и амбициозный мачо актер, актриса, вечно думающая о том, как она выглядит перед своими подписчиками, непрофессиональные операторы, еще одна актриса, которая приходит на читку с грудным ребенком и начинает процесс его кормления при всей команде. Ещё заучивание текста и идиотические райдеры от участников и их невыполнение, актер-душила и, конечно, актер, который очень любит выпить. Чем вся эта халатность потом обернется, вы увидите сами. Клубок свернется к равнодушию и русско-французскому авось!

И вот третья часть…. и минута до прямого эфира. Тут мы увидим то, как создавались первые 30 минут, и, поверьте, это будет очень смешно.

Сцена из фильма
Сцена из фильма

Итого, фильм получился более ярким и эксцентричным, чем оригинал, с понятными шутками о стереотипном европейском отношении к азиатам. «Убойный монтаж» - это блестящая черная комедия и отменная сатира по-французски. Фильм дерзкий и смелый. Совет: смотрите в оригинале, и я думаю, что вы вы оцените его по достоинству.

Наташа Мурашова
Серебряный Дождь