Найти тему
FAZAN MAGAZINE

Что такое темные эмпаты? Вот как некоторые используют эмпатию в качестве оружия

Оглавление

Мы часто думаем об эмпатии как об удивительной вещи. Большинство из нас считает, что эмпатия – это решение проблемы жестокости и агрессии и, как правило, приводит к лучшим результатам, начиная от продаж, производительности и заканчивая отношениями с клиентами. Поэтому обучение эмпатии рекомендуется всем, от заключенных до врачей и учителей.

Действительно, считается, что дефицит эмпатии лежит в основе таких темных типов личности, как психопатия, нарциссизм, социопаты и макиавеллизм. Но если определенное подмножество темных типов личности успешно продвигается по карьерной лестнице или становится общественными и духовными лидерами, то очевидно, что они обладают некоторой эмпатией, чтобы очаровывать.

В конце концов, это требует знания того, что заставляет людей нажимать на кнопки, в соответствии с тем, как исследователи Марш и Кардинале пришли к выводу, что эмпатия не полностью отсутствует у психопатов. А затем, в мета-анализе 106 независимых выборок, Вашон и соавторы не обнаружили никакой связи между агрессией и эмпатией.

Все это говорит о том, что эмпатия не является тем чудом, которым мы ее считали. Она не является противоположностью темных типов личности, как мы всегда думали об этом, как лагерь эмпатов против лагеря темных эмпатов.

Темная сторона эмпатии

Темные эмпаты составляют 19,3% в группе из 991 человека. Традиционно считается, что люди с темной триадой личности имеют высокие темные черты и низкий уровень эмпатии. В отличие от них, эмпаты имеют низкий уровень темных черт характера и высокий уровень эмпатии, а все остальные – типичные люди – имеют низкий уровень темной черты и средний уровень эмпатии.

У темных эмпатов выше агрессия и ниже соглашаемость. Но даже в этом случае темные эмпаты демонстрировали более высокую косвенную агрессию, чем эмпаты и типики, особенно чувство вины и злобный юмор.

-2

Как эмпатия может стать оружием:

1. Когнитивная эмпатия, захваченная темными типами личности

Эмпатия – это не только способность викарно разделять чьи-то чувства на эмоциональном уровне – это аффективная эмпатия.

Есть и другая сторона, а именно когнитивная эмпатия, которая заключается в способности знать и понимать точку зрения другого человека. Проще говоря, интеллектуально ставить себя на место другого человека.

Личный опыт людей показывает, что многие темные типы личности навязчиво смотрят фильмы и телепередачи, чтобы научиться «нормальным человеческим реакциям» для эмоционального подражания. Другими словами, чтобы развить когнитивную эмпатию.

Это не означает, что они обладают аффективной эмпатией. Когда участники с высоким уровнем психопатии представляли себе боль, области мозга, включая переднюю инсулу, правую миндалину, переднюю полушаровидную кору и соматосенсорную кору, показывали типичную реакцию на боль, что говорит о том, что они чувствительны к мысли о боли. Однако эти области не активизировались, когда они представляли себе других людей, испытывающих боль.

Это объясняет, почему многие сообщали, что темные типы личности, демонстрирующие «правильное поведение», например, объятия после физической близости или правильные слова, когда кто-то расстроен, всегда чувствуют себя не в своей тарелке. Другими словами, эмпатия, которую, как вам кажется, вы получаете от людей, способных только к когнитивной эмпатии, является «фальшивой эмпатией», или эмпатией, которая потенциально может быть использована против вас.

-3

2. Садистская сторона эмпатии

Эмпатия выходит за рамки таких резонансных реакций, как сочувствие и сопереживание; нам необходимо рассмотреть диссонансные реакции, такие как садизм, злорадство и презрение. Аффективный диссонанс означает переживание противоречивых эмоциональных реакций, таких как:

· Я получаю удовольствие от того, что заставляю других людей чувствовать себя глупо.
· Веселые люди вызывают у меня отвращение.
· Если бы мне это сошло с рук, есть люди, которым я бы с удовольствием причинил боль.
· Мне нравится смотреть, как люди злятся.

Аффективный диссонанс имеет среднюю или сильную связь с агрессивным поведением и экстернализационными расстройствами. У психопатов наблюдалась повышенная реакция в вентральном стриатуме, когда они представляли себе других людей, испытывающих боль, что дает неврологическое подтверждение аффективному диссонансу.

-4

3. Следование злым действиям толпы.

Даже благонамеренное сочувствие является плохим руководством для моральных рассуждений и может отвлечь нас от страданий большого количества людей. Сочувствие предвзято и трайбалистично – есть определенные группы людей, например, те, кто похож на нас, к которым мы склонны испытывать сочувствие.

Во-вторых, эмпатия не поддается исчислению, то есть «она не замечает разницы между одним и 100 или одним и 1000». Именно благодаря эмпатии мы часто больше переживаем за одного человека, чем за 100 или 1000 человек, или за привлекательную девушку, которая пропала, чем за 1000 голодающих детей, которые выглядят не так, как мы, или живут не там, где мы живем.

В реальной жизни это означает, что это искажает наши процессы принятия решений. Например, вы можете быть в группе, которая разжигает пламя сочувствия к определенной цели или группе. Из-за групповой динамики, такой как давление, ваши чувства могут стать поляризованными, создавая дихотомию «мы против них». В конечном итоге это может привести вас к ненависти к другим группам или даже к совершению злодеяний против них.

-5

Как собственная эмпатия может навредить вам:

1. Сопереживание за свой счет

Иногда мы слишком сильно сопереживаем другим людям. И поэтому мы объясняем все за других, не жалея средств на попытки понять, почему они такие, какие они есть, и почему они делают то, что делают, включая такие обидные поступки, как жестокое обращение. Соедините это с личностью типа А, когда вы стремитесь во всем выкладываться по максимуму, и сочувствие станет вашим криптонитом.

Отсутствие личных границ означает, что вы забываете сопереживать самому себе. То, что вы понимаете поведение человека, не означает, что вы должны потворствовать его плохому отношению к вам. Это также не означает, что вы должны прощать всех, кто причинил вам боль – по крайней мере, не в первую очередь, – или возвращаться за новыми.

-6

2. Эмпатия как оправдание виктимности

В связи с вышеизложенным, существует вторичная выгода от чрезмерного сопереживания и получения боли, когда это переплетается с вашей личностью. Типичные оправдания: «Вы знаете, я не могу отключить эмпатию, у меня нет границ», «Вы знаете, что я эмпат, я ничего не могу с этим поделать».

Проблема отсутствия границ заключается в том, что вы обрекаете себя на новые страдания, а со временем учитесь чувствовать себя еще более беспомощным. Ваша жизнь – это разрушающееся крушение поезда, но поскольку вы считаете, что «меня обижают из-за моей эмпатии» – это часть вашей сущности, вы чувствуете себя вправе считать себя жертвой темных типов личности и продолжать жаловаться.

Или, что еще хуже, мы иногда думаем, что, поскольку мы эмпатичны и прошли через многое, мы можем использовать это как оправдание, чтобы срываться на других или демонстрировать плохое поведение. В любом случае, виктимность – не самое здоровое место для жизни.

-7

3. Эмпатия, которая разрушает границы

Причина, по которой аффективная эмпатия может быть настолько сложной, заключается в том, что в наших головах происходит наложение границ «я-другой». Это означает, что мы отождествляем себя с кем-то другим, что видно на примере того, как передняя поясная кора и передняя инсула активизируются, когда близкий нам человек испытывает боль.

Без границ между «я» и «другой» мы с большей вероятностью почувствуем личный дистресс. Это фактически заставляет многих отстраняться от общения, чтобы защитить себя от эмоционального выгорания, что означает, что слишком сильная аффективная эмпатия может снизить просоциальное поведение.

-8

Что делать вместо этого

Суть в том, что эмпатия не является панацеей от всех болезней мира, и то, что кто-то проявляет к вам сочувствие, не означает, что он вам подходит. Большинство из нас сталкивались с людьми, с которыми у нас сложились токсичные или амбивалентные отношения, но мы оправдываем их плохое поведение или чувство дискомфорта тем, что они ранее демонстрировали поведение, которое наводит на мысль о сочувствии.

Что касается того, чтобы не позволить сочувствию стать нашим криптонитом, то все больше исследований показывают, что сострадание – гораздо более эффективная практика. Это означает, что если вы видите, что кому-то больно, это не значит, что вы решили подхватить его боль; вы все равно можете заботиться о нем и уважать его проблемы. В этом, в сущности, и заключается суть наличия границ.

Поскольку сострадание вызывает озабоченность и в то же время позволяет провести достаточное различие между собой и другими, чтобы не оказаться неспособными справиться с их бедой, мы с большей вероятностью будем участвовать в просоциальном поведении. Сострадание также активизирует дофаминергическую сеть в мозге, а это значит, что мы чувствуем вознаграждение и с большей вероятностью совершим тот же поступок снова.

Это беспроигрышный результат – он выгоден и вам, и мне, и обществу.