Всем привет! Это подкаст «Феи / Роботы / Пришельцы», меня зовут Сергей Балашов. В прошлом выпуске мы очень кратко рассмотрели все многообразие вампиров, которые присутствуют в популярной культуре. Какие-то из них боятся солнца, а другие гуляют днём. Кто-то пьет кровь каждую ночь, кто-то только по праздникам. Вампиры могут быть как дружелюбными соседями, так и безмозглыми машинами убийства.
Как же можно объяснить существование этих мифов с точки зрения науки? Ведь в отличие от тех же мумий, вампиры в массовом сознании существует очень давно. Это не продукт современного кинематографа, древние легенды, идущие из веков. Почти в каждом регионе есть свой вид чудовища, которое встаёт ночью из могилы, чтобы пить кровь и продлевать свою жизнь за счёт жизни других. Не могло же такое многообразие возникнуть без каких-либо оснований? Об этом сегодня и поговорим. Забегая вперёд, речь пойдёт о летучих мышах-гематофагах, и о тех заболеваниях, которые могли отразиться в зеркале предрассудков: сифилисе, бешенстве и туберкулёзе. А также ксенофобии.
Сифилис
Какие же медицинские состояния могли бы объяснить часть происходящего в романе «Дракула»? В первую очередь на ум приходит сифилис. Это передающиеся половым путём заболевание бушевало в Европе с 15-го века, и до появления антибиотиков в 20-м веке считалось неизлечимым. Даже сейчас около миллиона детей в мире рождаются с врождённым сифилисом. По одной из версий, сифилис пришел в Европу из Нового Света, вместе с экспедициями Колумба.
Хотя происхождение сифилиса все вечно пытались переложить друг на друга. В России эту болезнь называли «французской», во Франции – «испанской», в Испании – немецкой. Название «сифилис» придумал в XVI веке врач и астроном Джироламо Фракасторо. Он создал поэму «Сифилис, или О галльской болезни». Трактат о болезни был написан в виде мифологической поэмы, в которой свинопас по имени Сифил («любитель свиней» по-гречески) утверждает, что у земных царей больше тучных стад, чем у богов Олимпа. Обиженные на дерзость боги награждают Сифила тяжёлой болезнью, название которой производится от его имени.
Сифилис - очень коварная и опасное заболевание. После попадания в организм через кровь или половым путем несколько недель он вообще никак не проявляется. Затем наступает первичный период. В месте поражения возникает плотное образование, называемое шанкр. Его появление сопровождается повышенной температурой, лихорадкой, сыпью, но спустя несколько недель эти симптомы проходит. Человек остается зараженным и заразным, но может и не знать об этом. Эта стадия скрытого течения может продолжаться несколько лет. И только потом сифилис переходит в финальную стадию, вызывая изменения в составе костей и другие эффекты.
Для нас наиболее интересен врождённый сифилис, случай, когда заболевание передается от зараженный матери формирующемуся плоду. В этом случае ребёнок рождается уже инфицированным, и к сожалению, неизлечимо больным. Дети с врождённым сифилисом могут иметь неправильную форму черепа, заостренные черты лица, торчащие вперед зубы, искривленные пальцы с деформированными ногтями. Тот самый облик Носферату, который мы знаем по фильмам ужасов.
Как мы видим, диагноз может объяснять внешний облик графа Дракулы. Также сифилис вполне может быть аллегорий распространения вампиризма, заболевания, передающегося от зараженного к его жертве. Однако, в случае с сифилисом нет ответа на вопрос зачем пить кровь?
Летучие мыши
В природе есть животные, которые питаются кровью. Часто вампиров оскорбляют, сравнивая с пиявками и комарами. А есть ли более крупные животные-гематофаги?
В Африке и Азии есть несколько видов летучих мышей, которые по-настоящему пьют кровь. Вообще летучие мыши бывают разные. Это вообще уникальный вид млекопитающих, который вернулся к полетам. Большинство летучих мышей едят фрукты, но есть несколько видов, которые питаются падалью, и несколько видов, пьющих кровь.
Нам повезло, что уже вымерли гигантские летучие мыши, жившие 200 000 лет назад, их так и назвали, Вампир Дракула. Интересно, что название «вампиры» дано этим зверушкам уже после того, как оно возникло в мифологии. Там, где рассказывали истории о кровососущих чудовищах, летучие мыши-вампиры не водятся. Уже потом, когда европейцы обнаружили этот вид, ему было дано такое название, «вампиры».
Давайте сравним поведение настоящих кровососов с тем, что описано в произведениях про них. Эти виды летучих мышей не пьют ничего, кроме молока матери и крови. Тактика их выглядит следующим образом: вампир подлетает к жертве, например корове. Лижет языком участок кожи, прокусывает его, и затем слизывает появившуюся кровь. Не высасывает её, а именно лижет капли на поверхности кожи. Чтобы кровь не свёртывалась, в слюне у летучей мыши-вампира содержится целый коктейль из специальных веществ. Здесь и антикоагулянты, то есть состав, который препятствуют сворачиванию крови, и обезболивающее, и даже вещества, смягчающие кожу. Всё это позволяет мыши на короткое время получить доступ к крови жертвы.
На короткое время, потому что корова, разумеется, поймет, что у неё пьют кровь и прогонит маленького хищника. У летучих мышей нет того уровня организации и координации охоты, чтобы нападать всей стаей. Они индивидуальные хищники, которые летают от жертвы к жертве.
Как часто им нужно питаться? Вопреки расхожему мнению кровь это очень неэффективный источник питания. В крови содержится белки и углеводы, но совсем нет жиров. На 80% наша кровь состоит из воды. Летучей мыши, чтобы насытиться, в день нужно выпивать крови в половину своего веса, иначе она просто не получит нужного количества питательных веществ. Такое большое количество воды, которая поглощают летучие мыши, не может долго содержаться в организме. Поэтому им приходится часто испражняться. Большая часть влаги, которую мышь выпивает, исторгается из тела в течение часа. Вместе с мочой из организма уходят и необходимые микроэлементы, запас которых тоже нужно восполнять. Так что диету летучих мышей точно нельзя назвать эффективной и простой.
Вместо роскошного образа жизни вампиров из книг (раз в неделю попил крови из горла жертвы и потом наслаждаешься сверхъестественными силами) у нас получается бесконечный, опасный и неприятный цикл: подлететь к жертве, рискуя жизнью слизать кровь из укуса, напиться до раздутого живота, чтобы через час все это выбросить из организма с мочой, и лететь к следующей добыче, восполнять запас энергии и минералов, чтобы не умереть от обезвоживания и голода.
Запас жира, который есть у других млекопитающих, летучая мышь создать не может. Она не получает избытка жиров из крови. К тому же большие жировые прослойки увеличат массу тела и не позволят зверьку летать. Всё-таки летучая мышь не верблюд, так что жизнь превращается в бесконечную погоню за едой наперегонки с голодом. Вампиры не могут голодать более двух суток подряд. Зачастую к ранке на теле жертвы выстраивается целая очередь из летучих мышей. Распространена у них также помощь друг другу, когда одна летучая мышь кормит другую кровью изо рта в рот. У вампиров хорошая память — они запоминают, кто поделился с ними пищей, и в дальнейшем сами стремятся помогать им.
Вот что получится, если перенести эту модель питания на вампиров и людей. В теле человека от 5 до 6 л крови, мы можем потерять до 15% этого количества без особого для себя вреда. Если потеряем больше, то начнутся перебои в работе сердца, головокружение, слабость. Незаметно столько выпить невозможно. Сколько же времени потребуется вампиру, чтобы выпить такое количество крови из проколов на шейной артерии? Учитывая давление крови в сосудах, густоту и скорость её тока, выпить 700 мл крови наше чудовище сможет за полтора часа. То есть чтобы насытится, выпить 50% от своей массы тела, вампиру нужно забрать полный запас крови нескольких человек, или укусить 35 человек, и понадобится на это двое суток непрерывной охоты.
Бешенство
Но вампиры в легендах не только пьют кровь. Еще они боятся света и текущей воды, а служат им летучие мыши и дикие собаки. Эти части легенды можно объяснить, если мы посмотрим на другое опасное заболевание, бешенство.
Бешенство известно с давних времён. Есть письменные свидетельства о его вспышках в древней Месопотамии. Этот вирус, попав в организм с кровью, живёт в спинном мозге своей жертвы, постепенно поражая нервную систему. Одна из разновидностей бешенства вызывает полный паралич. Другая, самая известная, на финальных стадиях вызывает жар, нарушение поведения, галлюцинации, агрессию и неконтролируемое слюноотделение в результате паралича мышц горла.
Так что с точки зрения средневекового обывателя это вполне соответствует поведению вампира. После того, как жертву укусила ночью некое существо, похожее на собаку или летучую мышь, человек заболевает. У него начинаются видения, меняется поведение, он начинает бросаться на окружающих, стремясь их покусать, а в конце концов остается лежать в параличе, словно живой труп.
Самые успешные вирусы, которые существуют с нами на протяжении всей истории человечества, научились не только эффективно нас заражать, но и вызывать те симптомы и поведение, которые способствует максимальному их распространению. Заболев гриппом, мы чихаем именно потому, что так вирус в нашей мокроте сможет распространиться на всех вокруг. Точно также и с бешенством. Высокое отделение слюны и желание кого-то укусить — это как раз проявление вируса, способ заразить как можно больше новых жертв. А боязнь воды гарантирует, что зараженную слюну во рту не смоет. Стоит напомнить, что современная медицина умеет лечить бешенство, но только на ранних стадиях.
Если не сделать прививку ослабленной формой вируса, то на поздних стадиях бешенство даже сейчас практически неизлечимо. В некоторых версиях легенд о вампирах рассказывается, что вампир может принимать форму собаки или уничтожает остальных собак в поселении.
Туберкулёз
Ещё одно заболевание, которое напрямую связано с мифами о вампирах, это туберкулёз. Причём туберкулёз объясняет несколько реально задокументированных случаев «вампирской паники».
Туберкулёз — это бактериальное заболевание, передающиеся воздушно-капельным путём. Чаще всего туберкулёз поражает лёгкие, хотя может распространиться и на почки, и спинной мозг. Не каждый носитель туберкулёза может проявлять симптомы заболевания. В некоторых случаях бактерия попадает в организм, но иммунной системе хватает сил подавить её. При этом человек все равно может быть заразным для окружающих, что только усиливает мистический ореол этой болезни: кто-то заболевает словно сам собой.
Вампирская паника — это феномен, известный в Европе и Северной Америке в XVIII-XIX веках. Случаи смерти многих людей объяснялись появлением вампиров. Цепочка объяснений, как правило, выстраивалась такая.
Кто-то из членов семьи умирал от чахотки, как в те годы называли туберкулёз. После этого один за другим начинали заболевать и слабеть оставшийся в живых родственники. Они бледнели, слабели на глазах, и вскоре тоже умирали. Это объясняли тем, что умерший член семьи превратился в вампира и приходит из гроба, питаться кровью своих родных. Существовавшая традиция требовала вскрыть могилу подозреваемого, и осмотреть его труп. В случае, если труп окажется не полностью разложившимся, а будет похож на вампира, следовало проткнуть или вырезать его сердца, а ещё лучше сжечь весь труп целиком.
Существуют многочисленные раскопанные захоронения в новой Англии XIX века, по которым видно, что погребали подозреваемого в вампиризме. В таких могилах либо голова сразу отделена от тела, либо среди костей можно найти осиновые колья, которыми протыкали погребённого, либо вообще кости сложены крестом, а череп повёрнут лицом вниз, чтобы умерший не вылез из гроба.
Так что эпидемия туберкулёза, столь обычного для Европы Нового времени, вполне могла сформировать большинство легенд о вампирах. Самое интересное, что после такой охоты на вампиров некоторые заболевшие действительно чувствовали себя лучше. Может быть, это просто совпадение, может быть эффект плацебо.
При этом туберкулёзом можно объяснить не только историю о заражение близких родственников и охоту на вампиров. Это ещё и часть легенды о психологии вампиров. Ведь заболевший чахоткой остается в сознании, он очень хочет жить. Но при этом жизнь словно утекает сквозь пальцы с каждым днем. Возможно, именно отсюда возникает тема жажды жизни, от которой страдают вампиры. Это неизбывное стремление насытить голод внутри и заполнить пустоту, возникающую на месте сгорающего сердца.
В конце концов, чахотка считалась чуть ли не обязательным заболеванием для романтического образа XIX века. Во время ирландского возрождения в Англии многие поэты со слабым здоровьем любили рассказывать о вампирше Лианан Ши, которая пила их кровь в обмен на вдохновение.
Ксенофобия
Раз уж мы заговорили о психологии вампиров, то давайте посмотрим на поведение главных героев романа «Дракула» с точки зрения современной психологии.
Для начало напомню сюжет классического романа Брема Стокера «Дракула».
Джонатан Харкер, молодой английский стряпчий, едет к графу Дракуле в замок на Карпатах, чтобы помочь графу купить дом в Лондоне. Граф кажется ему дряхлым и очень бледным. Харкер видит, как тот лезет по стене замка, спит в гробы. В замке он встречает трех женщин-вампиров, Дракула выдает им маленького ребенка. Вскоре после этого граф покидает замок, оставив Харкера своим женам. Тот сбегает, и оказывается в больнице в беспамятстве.
Дракула едет в Англию, на корабле с ящиками земли из своего замка. Корабельный журнал повествует об исчезновении экипажа, и только последний остается привязанным к штурвалу, чтобы поддерживать курс. Животное, похожее на большую собаку, выпрыгивает на берег, когда корабль садится на мель.
Тем временем невеста Харкера Мина Мюррей гостит у своей подруги Люси Вестенра. Люси начинает ходить во сне. Мина получает письмо о болезни пропавшего жениха и едет к нему. Люси становится совсем плохо. Профессор Абрахам Ван Хельсинг диагностирует у нее острую кровопотерю. Ван Хельсинг расставляет цветы чеснока по ее комнате и делает ей переливание крови. Но Люси все равно умирает.
Харкер выздоравливает, они с Миной женятся и возвращаются в Англию. Как-то прогуливаясь с Миной по Лондону, он замечает помолодевшего графа Дракулу. После похорон Люси начинают появляться сообщения о нападении на детей некой женщины, которая пила их кровь.
Ван Хельсинг делает вывод, что это Люси. Четверо мужчин, в том числе жених Люси Артур Холмвуд, идут к ее могиле и видят, что она стала вампиром. Они пронзают ее сердце, обезглавливают и набивают ей рот чесноком.
Дракула тайно нападает на Мину, выпивая ее кровь и заставляя Мину пить свою. Ей передается проклятие вампиризма. Когда мужчины прибывают в дом Дракулы, вооруженные освященным хлебом, тот убегает. Между Миной и Дракулой возникла психическая связь, которую Ван Хельсинг использует с помощью гипноза, чтобы найти графа. Они узнают, что Дракула бежит в свой замок в Трансильвании.
В Трансильвании Ван Хельсинг уничтожает женщин-вампиров. Все вместе охотники на вампиров догоняют повозку с гробом Дракулы. За мгновенье до заката им удается вскрыть гроб и убить его. Дракула превращается в прах, Мина вновь становится человеком.
Независимо от того, какова была причина вампиризма графа Дракулы, было ли это действительно сверхъестественная жажда крови, или последствия одной из описанных болезней, очень характерно поведение тех, кто столкнулся с этим феноменом.
Конечно, мы можем осуждать или критиковать их с точки зрения современной морали, но многое, что мы видим в поведении Ван Хельсинга и его товарищей, применимо к Англии XIX века в целом. Главный герой, Харкер, относится к зависимому типу людей. С одной стороны, он мнит себя просвещенным англичанином и с высокомерным презрением отзывается о суеверия румынских дикарей. С другой стороны, ему банально не хватает воображения, чтобы распознать в графе Дракуле сверхъестественное существо. Очень быстро он попадает под влияние Дракулы. Харкер не делает ничего, чтобы вернуть себе украденную невесту. Это скорее Мина решает вернуться к нему от Дракулы. Во время охоты на вампиров инициатива всегда исходит от кого-то другого, а не от главного героя. Может быть, именно поэтому остальные персонажи романа запоминаются куда лучше.
Мина и Люси — это характерные представительницы викторианской эпохи. Согласно канонам того времени, обе они - дополнение к своим мужчинам, как невесты и жены, но не как отдельный персонаж. Они помолвлены с уважаемыми членами британского общества, однако столкнувшись с графом Дракулой, испытывают чувства, практически запрещенные в викторианской Англии: чувство страсти. Обеим девушкам приходится выбирать между предсказуемой и регламентированной семейной жизнью в обществе, с выходами в свет в компании мужа; и той свободной и чувственной любовью, которую предлагает им граф Дракула, таинственный незнакомец из другого мира, который может сделать их равными себе.
При этом Дракула – чужак, что для Британии колониальной эпохи означает «недочеловек». Ведь в XIX веке ещё вполне серьёзно обсуждалось, есть ли душа у африканцев и индейцев, а общим мнением было, что эти народы существенно отстают в развитии от европейцев. Так что связь с иностранцем, пусть даже страстным и романтичным — это неслыханный мезальянс. Рассудительная Мина выбирает Харкера, хотя и скрывает страницы своего дневника, которые относится к её жизни как невесты Дракулы, не желая компрометировать доброе имя своего мужа. А вот более раскрепощенная, и при этом более наивная Люси не в силах сопротивляться тому желанию, который внушает ей граф.
Люси стремится взять от жизни всё, и охотно принимает любовь графа Дракулы, став вампиром. При этом она честно предлагает и своему жениху Артуру присоединиться к ней. Но ни воспитание лорда, ни советы Ван Хельсинга не позволяют разрешить женщине совершать поступки, которые не вписываются в традиции. Так что под давлением профессора Артур убивает Люси, а чтобы заглушить свою совесть, проецирует ненависть на графа Дракулу. Так что Люси - жертва не столько коварного вампира-соблазнителя, сколько закостенелой морали своего жениха. При этом сама Люси была вполне дружелюбным вампиром, она не совершила ни одного убийства, а дети которых она кусала, рассказывали о милом приведении, приходившим к ним ночью. Некоторые даже хотели поиграть с ней ещё раз.
Доктор Ван Хельсинг проявляет все качества клинического психопата. Он холоден и для достижения поставленных целей пренебрегает как своими чувствами, так и чувствами окружающих. Вполне возможно, что как социально адаптированный психопат, он ещё и скрытый садист, который получает удовольствие, распоряжаясь жизнями других. Однако он находит позитивное оправдание своим желанием, объясняя стремление убивать и уничтожать защитой людей от вампиров. Характерное проявление такого подхода – Ван Хельсинг переливает заболевшей Люси свою кровь и кровь троих англичан. Группы крови еще не были известны в XIX веке, но как практикующий врач Ван Хельсинг не мог не знать, что переливание крови иногда заканчивается смертью пациента. Однако для него не существует никаких соображений безопасности, ему гораздо важнее добиться своего. А любые неудачи автоматически станут виной не доктора, а Дракулы. Вполне может быть, что Люси скорее умерла бы от неподходящей группы крови, чем от укусов Дракулы, и её обращение было вынужденный мерой, чтобы сохранить её существование.
Ван Хельсинг проецирует все свои эмоции на графа, объявляя того воплощением зла. Никаких других вариантов даже не рассматривается. То, что Дракула должен быть уничтожен, озвучивается Ван Хельсингом как принято решение, без попытки переговоров или изучения феномена. При этом собранный им отряд охотников продвигается все дальше и дальше. Если начали они с изгнания Дракулы из Британии, то потом уже преследуют его до родного замка, убивают его жён, и останавливается только уничтожив самого графа. Психопат Ван Хельсинг становится в глазах окружающих героем благодаря своей целеустремленности и решимости, однако никому даже в голову не приходит ставить под сомнение его мотивы и правильность его суждений.
Ксенофобия, к сожалению, до сих пор свойственна многим консервативным культурам. Любой пришедший со стороны в первую очередь рассматривается как подозрительный чужак. Требуется время и усилия чтобы доказать свое право на существование. Возможно, корни такой такого страха перед чужими растут из древних селений охотников и собирателей, когда любой пришедший из леса мог оказаться как злым духом, так и разведчиком вражеского племени. Рациональное и внешние благопристойное общество XIX века лишь облекло эти первобытные страхи в слова и понятия, сделав Дракулу абсолютным злом и чудовищем, и лишив практически всех участников событий права на собственное мнение. Как мы увидим позже, сто лет спустя образ вампиров претерпит определенные изменения. Новый романтический подход в книгах «Сумерки» покажет нам, что тот, кто отличается поведением или стилем жизни не обязательно будет врагом, которого непременно следует уничтожить.
Хотя, быть может, это не более чем успешная рекламная кампания, запущенная самими вампирами, чтобы усыпить нашу бдительность.
Заключение
Встречали ли вы вампиров? Напишите в комментариях. А на сегодня это все.
Канал «Феи / Роботы / Пришельцы» можно читать на Дзен, в Телеграмеи ВКонтакте. Аудиоверсия подкаста доступна на сервисах Яндекс.Музыка, Apple Podcasts, Google Podcasts и в подкастах ВКонтакте. Видео-версию смотрите на канале YouTube.
Поддержать канал можно на сервисе Boosty по ссылке в описании.
Оставляйте комментарии и ставьте оценки. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые выпуски. Скоро увидимся!