Найти тему

«Дайте ребёнку ошибиться»: как научить ребёнка дисциплине и планированию времени

Оглавление

Скоро учебный год, и нужно будет перестраиваться «на учебный лад». Напомнить ребёнку, что надо сделать уроки, не забыть про кружки — всё это родителям надо встроить в своё расписание.

Как сделать так, чтобы ребёнок самостоятельно следил за временем? Чтобы не забывал ничего сделать, чтобы понимал, сколько времени у него уходит на ту или иную задачу?

В этой статье мы поговорим о том, как привить ребёнку навыки тайм-менеджмента и дисциплины.

Дайте ребёнку ошибиться

Часто причина того, что ребёнку сложно расставлять приоритеты и делать важные дела, — неполное понимание последствий. Например, играя в игры перед сном, ребёнок не думает о том, что он не выспится и будет разбитым на следующий день. Не подготавливая одежду перед выходом, ребёнок не думает, что ему будет не в чем идти.

Естественные последствия — лучшие учителя. Дайте ребёнку опоздать в школу или не сдать домашнюю работу. Дайте ему потеряться в собственном бардаке, когда он будет спешить на прогулку с друзьями. А после — поговорите о причинах и следствиях:

Ты разбросал одежду, и тебе пришлось её долго искать. Если бы всё было на своих местах, тебе бы не пришлось собираться 30 минут и ты бы больше поиграл с друзьями.

Такая наглядность помогает ребёнку осознать зоны ответственности и последствия решений, которые он принимает.

-2

Начинайте с планирования отдыха и любимых дел

Особенно это касается дошкольников. До 6−7 лет ведущая деятельность ребёнка — игровая. До школы не нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок полностью сам отвечал за своё время. А вот начиная со школы, когда появляются сроки и обязательства, детям проще осознавать причинно-следственные связи и строить планы наперёд. И тут им понадобится помощь взрослых.

Но начинать работать с расписанием и дисциплиной можно и нужно с ранних лет. Важная задача — объяснять причинно-следственные связи, чтобы ребёнок понимал, зачем ему делать очередное обязательное дело. Причём причинно-следственные связи хорошо объяснять через выгоду, которую ребёнок может получить:

К тебе скоро придут друзья. Давай приберёмся в комнате, чтобы все игрушки были под рукой и вам не пришлось их искать.

В расписании дошкольника должно быть больше приятных дел, чем обязательных. К тому же отдых тоже нужно планировать. Согласитесь: планировать отдых куда приятнее, и ребёнок займётся этим с удовольствием.

-3

Как ребёнку планировать то, что делать не хочется

Наглядное объяснение. Чтобы понять, почему важно делать уроки, ребёнок должен увидеть, что будет, если их не сделать. Позвольте ему ошибиться, а потом поговорите о том, как можно избежать такой ситуации.

«Съешьте слона» — разбейте большую задачу на несколько маленьких. Давайте посмотрим, что звучит лучше и понятнее:

«Убраться в комнате» или «Протереть пыль, пропылесосить, полить фикус»?

«Убраться в комнате» — какая-то большая, очень непонятная задача, выполнение которой наверняка займёт кучу времени. Но когда её разделили на чёткие этапы, сразу стало понятно, что нужно сделать, сколько времени это займёт и когда уборка будет выполнена. К тому же задача уже не кажется такой страшной и невыполнимой.

-4

Подавайте ребёнку пример. Покажите, как вы сами справляетесь с делами и дисциплинируете себя. Составьте расписание для членов семьи, планируйте совместных отдых, используйте приложения для тайм-менеджмента, которые напоминают о делах.

Спросите у ребёнка, сколько времени занимают его дела. Дети воспринимают время не совсем так, как взрослые. Это сложная концепция, которую трудно осознать до подросткового возраста — и из-за отсутствия опыта, и из-за особенностей психики.

Спросите у ребёнка, сколько времени он завтракает, собирается на тренировку, играет в телефон или читает книги. А потом — сравните с действительностью. Вот увидите: ребёнок удивится, а это удивление подстегнёт его лучше планировать своё время.

Установите промежуток, в течение которого ребёнок должен что-то сделать. Причём это должен быть достаточно длинный промежуток — например, день. Такой приём поможет ребёнку справиться с расстановкой приоритетов.

Например, ему нужно сделать уроки. В первые разы ребёнок может откладывать это на конец дня. Но потом он поймёт, что легче делать сначала неприятные задачи, а потом заниматься своими делами.

Планировать своё время, делать все задуманные дела — сложная задача даже для взрослых. Но мы можем помочь в этом своим детям. Главное — покажите ребёнку выгоду от того, что он будет дисциплинированно придерживаться расписания и расставлять задачи по приоритетам.