У меня не было в планах осматривать Стерлитамак, я лишь проскочил его по дороге к шиханам, однако он показался мне по своему примечательным. Первое на что я обратил внимание по въезду в город с Уфимского тракта - это троллейбусы. Ведь в нашем городе троллейбусы были уничтожены безвозвратно по соображениям оптимизации городского транспорта и после этого миллионная Пермь потеряла свое лицо, превратившись в заштатный город с разномастными автобусами и грохочущими трамваями.
Согласитесь, троллейбусы это все-таки некий символ развитости транспортной инфраструктуры города и степени его урбанизации. Именно наличием разнообразного городского транспорта отличает город от большого села, а областной центр от районного. Но это были еще не все чудеса транспортной инфраструктуры Стерлитамака. Далее меня ожидало и вовсе нечто удивительное...
Стерлитамак, второй по величине город Башкирии республиканского подчинения с населением 274 тыс. человек по переписи 2021 года. Основан был в 1735 году как почтовая станция Ашкадарский Ям. Статус города получил в 1781 году и даже успел побывать в статусе Автономной Советской Башкирской Республики с 1919 по 1922 годы. Первоначально город располагался в междуречьи рек Ашкадара и Стерли, впадающих в этом месте с левого берега в реку Белую. От Стерли и пошло название города. В советское время город превратился в крупный центр химической промышленности и машиностроения, став одним из центров Стерлитамакской агломерации.
Старый город я так и не посмотрел, лишь срезав по улице Технической по пути к мосту через Белую северную часть Стерлитамака с обширными промзонами, плотно идущими одна за другой. Первым интересным объектом была Стерлитамакская ТЭЦ, запущенная в 1957 году. В качестве топлива ТЭЦ использует природный газ. Ныне в составе ТЭЦ электроэнергию вырабатывает шесть турбоагрегатов, выдающих мощность на начало 2015 года в 345 МВт или 7 % от общей мощности электростанций региона. Выработка электроэнергии в 2014 г. составила 1589,9 млн кВт/ч. Электроэнергия поступает в Единую электрическую энергосистему, а тепло используется для теплоснабжения Стерлитамака.
ООО "ХайдельбергЦементРус" в Стерлитамаке производит: цемент и гипсовые сухие строительные смеси. Интересно, что на этой же площадке расположен, производящий шифер, Стерлитамакский фиброцементный завод, часть акций которого принадлежит также ООО "ХайдельбергЦементРус". И ЗАО "Строительные материалы" и фиброцементный завод, построенный в 1956 году, в 2011 году отпочковались от крупнейшего объединения "Сода". А вот с шифером все не так просто. Как известно его изготовляют методом армирования цемента асбестовым волокном. Во всем мире от этой технологии давно отказались по причине вредности асбеста для здоровья и заменили его базальтовым волокном или целлюлозой. В Стерлитамаке же, как я понял, продолжают производить шифер с асбестовым волокном, тактично об этом умалчивая, но отмечая, что он безвреден и изготовлен из натуральных компонентов. Тем не менее в партнерах у Стерлитамакского фиброцементного завода числится "Ураласбест", что как бы намекает.
Видео грузовой канатной дороги у Стерлитамакского фиброцементного завода
Я достаточно долго стоял и наблюдал за ковшами канатной дороги, следующими по стальному тросу в недра завода, пока не проголодался. Пообедал тут же под скрип канатной дороги. Все было прекрасно за исключением горы мусора на парковке этих уважаемых организаций. Кованную решетку парковки здесь аборигенное население тоже слегка подрезало.
Лишь одна мысль, одна мысль не давала мне покоя: где берут эти вагонетки (ковши) свой груз? Как оказалось. с ними я еще увижусь.
Пересекаем по мосту реку Белую и по Петровскому тракту направляемся к самому северному из шиханов - Юрактау. После своротка, дорога туда пролегала через поселок Шахтау и мимо среднего шихана Куштау. Стоило только мне свернуть в северном направлении, как я вновь повстречался со своими вагонетками. Правда здесь уже было целых три канатных дороги.
Эти две линии канатной дороги вывозят остатки известняка из карьера на месте шихана Шахтау. Ближняя линия идет на Стерлитамакский фибро-цементный завод, дальняя - поставляет сырье для "Башкирской содовой компании", производящей всем известную пищевую соду. Длина ближней линии под номером 1 - 7,3 км, дальней под номером 2 - 5,9 км. Справа находится промплощадка ЗАО "Сырьевая компания" где происходит загрузка ковшей канатной дороги.
Канатная дорога представляет собой вид транспорта для перемещения пассажиров и/или грузов, в котором для перемещения вагонов, вагонеток, кабин или кресел служит тяговый или несуще-тяговый канат (трос), протянутый между опорами таким образом, что вагоны (кабины-гондолы, кресла, вагонетки) не касаются земли. Провозная способность пассажирской канатной дороги может достигать 2000 человек в час, грузовой канатной дороги — до 10000 тонн в час. В Швеции когда-то существовала самая длинная в мире канатная дорога протяженностью 96 км для перевозки железной руды из Лапландии на берег Ботнического залива. Наши канатные дороги намного скромнее, но все равно вызывают удивление. Ведь самая длинная пассажирская канатная дорога в России соединяющая через Волгу Нижний Новгород и Бор имеет длину всего 3661 метр, а даже самая маленькая из стерлитамакских почти в два раза длиннее. Правда они все грузовые. Наверное в условиях Стерлитамака это наиболее рациональный вид транспортировки сырья на перерабатывающие предприятия.
К сожалению, полностью срытый в качестве сырья для "Башкирской содовой компании" и отпочковавшихся от нее предприятий памятник природы шихан Шахтау (третий, если считать с севера) никак снять не представлялось возможным.
На месте былой выпуклости земной поверхности, некогда высотой 210 м над уровнем реки Белой и размером 1,3х0,98 км, сейчас впуклось известнякового карьера. Шихан Шахтау как и остальные башкирские шиханы имеет рифогенное происхождение и возник в начале пермского периода 230 млн лет тому назад. С течением времени в результате тектонических процессов он поднялся над поверхностью земли, а под воздействием абразии принял коническую форму. Слагающие шихан известняки с 1951 года стали сырьем для производства соды и цемента. По оценкам геологов запасов породы хватит до 2026 года. На очереди соседний шихан Куштау.
Уникальность башкирских шиханов не только в их геоморфологии, но и в огромном разнообразии ископаемых останков древних животных и растений, некогда населявших древний морской риф.
Кстати, посмотреть около 3 тысяч различных ископаемых "зверушек" пермского периода, найденных во время добычи известняка шихана Шахтау, собственно он весь состоял из них, можно в уникальном корпоративном Музее камня имени Ивана Скуина, что расположен на территории ЗАО "Сырьевая компания" где-то вон за теми отвалами. В этот музей я не попал, т.к. не знал о его существовании от слова совсем.
Вообще, в этом есть какой-то парадокс: изучить с точки зрения палеонтологии шихан можно только уничтожив его. Представляете, 3 тыс. экспонатов, а все остальные 0,25 кубических километра рифа отправилось в печи "Башкирской содовой компании".
Как бегают ковши по канатным дорогам от бывшего шихана Шахтау на предприятия по производству соды и цемента вы можете посмотреть вот на этом видео
После небольшой остановки едем дальше к третьей ветке канатной дороги. Некоторое расстояние она идет параллельно шоссе, пока под углом в 135 градусов не уходит в сторону. В месте ее "своротка" есть вот такая примечательная будка. Она справа за машиной, ее мне не дал сфотографировать злобный охранник, но кое что я все-таки снял.
Оказывается, не так то просто заставить канатную дорогу изменить свое направление. Для этого строятся специальные поворотные пункты, куда ковши заползают в одном направлении, а выползают уже в другом, под углом к первоначальному. Что там внутри происходит я не знаю. Как уже говорил, сфотографировать мне не дали.
На этом пока все. Продолжение следует.
Предыдущий репортаж был здесь:
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. чтобы не пропустить новые материалы.