Найти тему

Покупать – не строить или как японцы продались американцам

Назовите первые две ассоциации, которые приходят в голову при произношении названия Olympus. Для любого обывателя это в первую очередь фотоаппараты и, возможно, объективы.

Назовите первые две ассоциации, которые приходят в голову при произношении названия Olympus. Для любого обывателя это в первую очередь фотоаппараты и, возможно, объективы. Но как и коллега по цеху Leica – основным профилем исторически являлось медицинское оборудование. Olympus появился в Японии в 1919 году и тогда назывался непроизносимым брендом Takachiho Seisakusho – компания получила такое название в честь горы Takachiho, которая в японской мифологии была домом богов. Компания производила микроскопы и термометры, однако последние они достаточно вскоре продали, чтобы сфокусироваться на производстве микроскопов. Кстати, Olympus была первой в Японии компанией, которая производила микроскопы на промышленном оборудовании – до этого все собиралось индивидуально, вручную.

Как вы успели догадаться, компания пережила Вторую Мировую войну и в соотсветствии с национальной программой реконструкции смогла восстановить свои производства, и уже в 1949 году компания принимает решение, что ее будущее за международными рынками, и берет название Olympus в честь горы Олимп (на англ. Olympus), что логично, так как Олимп также является известным домом богов согласно греческой мифологии, как и гора Takachiho в японской мифологии (да и, честно говоря, это более произносимое название, чем Takachiho Seisakusho, которое бы для интернациональной компании было бы слишком сложным). В этот же послевоенный период, используя свои опыт и компетенции в оптике, компания разрабатывает и представляет рынку первые 35мм фотокамеры и в 50х годах гастрокамеры (для гастроскопии). С этими новыми продуктами в 1956 году компания открывает офис в США.

Успех продуктов на мировом рынке приводит компанию к развитию и в европейских странах и к открытию еще одного подразделения: биохимические анализаторы, в основе которых лежит методика спектрофотометрии, как раз сильно завязанной на оптике. Так компания, производящая одни из лучших на тот момент в мире фотоаппаратов и микроскопов ворвалась на рынок биохимической лабораторной диагностики уже в 80х годах и в 1986 году представила культовый Olympus AU5000 (мы знаем, что нас читают профессионалы из области лабораторной диагностики и они сразу поймут, что современный AU5800 и AU5000 уже как минимум звучат как родственники, хотя разница между поколениями – 30 лет). А почему он культовый? Да примерно по той же причине, что и линейки анализаторов Bayer, которые купил Siemens – эти технологии используются до сих пор.

1990-2000-е года для компании стали еще более плодотворными:

  • линейка микроскопов расширялась и они становились все более и более продвинутыми
  • фотоаппараты и объективы завоевывали рынок и всяческие премии на выставках
  • биохимические анализаторы и сопутствующие технологии инсталлировались по всему миру, и, более того, Hitachi на базе AU5000 создал свой анализатор, который впоследствии ушел в компанию Roche (современная линейка оборудования до сих пор маркируется брендом Hitachi)
  • и компания открывает для себя новое направление – УЗИ-аппараты

Далее идут динамичные нулевые, в которых сравнительно небольшой компании как Olympus уже тяжелее справляться со всей своей продуктовой линейкой (микроскопы, фотоаппараты, биохимия, УЗИ) и которые вынуждают Olympus принимать решение: что оставить, а что отдать, так как команда просто не успевает со всем справляться. И было решено отдать под нож диагностическое подразделение, которое занималось биохимическими и иммунохимическими анализаторами (правда последнее успех не получило). Возможно, еще важную роль в этом решении сыграла долговая нагрузка, ведь при сумме всех активов компании в 3 млрд долларов чистый долг составлял почти 2 млрд., но четкой инфорации по этому поводу не было.
И кто же стал покупаетелем столь интересного актива?

Компания, которая выросла и развилась в основном за счет слияний и поглощений – Beckman Coulter, часть структуры Danaher. И знаете, что интересно – мы писали в одной из статей, что этот самый Danaher владеет медицинскими компаниями и брендом Leica (да, это 4 разные компании: фото, 2 медицинские компании и геодезия) - получается, что у Danaher какой-то пунктик покупать активы предприятий, производящих фототехнику. Так вот Beckman в 2010 выкупает активы Olympus за 800 миллионов долларов, получив в обмен бизнес с оборотом в 500 миллионов, что автоматически вывело их в топ-3 мировых производителей в области лабораторной диагностики. А ценность этой покупки собственно в том, что все полученные приборы Olympus AU480, AU5000 – это чисто технически все те же современные Beckman Coulter AU 480, 680, 700, 5800, которые производятся, поддерживаются и инсталлируются до сих пор, несмотря на то, что всем им морально уже более 30 лет :) Как говорится – «Японское качество»

На этом у нас все, но это не точно…)

Будьте здоровы!

Узнавайте о всех актуальных новостях, конкурсах и событиях на нашем телеграм-канале ! :)