Спешная марка (или экспрессная марка, марка экспресс-почты, марка спешной почты, марка срочной доставки) — особый вид почтовых марок специального назначения, служащих для оплаты почтовых отправлений, которые пересылаются спешной почтой (или экспресс-почтой).
Спешные марки выделяются соответствующим рисунком и (или) текстом «Экспресс» на соответствующих языках. Характерными мотивами рисунков таких марок являются, например, крылатый конь (Пегас), почтальон на мотоцикле, голова Гермеса в шлеме с крылышками. На спешных марках разных государств могут присутствовать следующие надписи, указывающие на их предназначение: англ. «Express», «Special Delivery», исп. «Urgente», «Urgencia», «Extra rapido», «Entrega immediata», «Entrega especial», итал. «Espresso».
Впервые спешные марки появились в США в 1885 году, когда Конгресс предписал использование специальной марки номиналом в десять центов, которая при наклеивании на письмо в дополнение к законным знакам почтовой оплаты считается дающей такому письму право на срочную доставку. Первая спешная марка имела надпись англ. «Special delivery» («Специальная доставка»). Она была отпечатана Американской банкнотной компанией и вышла в свет 1 октября 1885 года. Её нельзя было использовать для предварительной оплаты почтового сбора или иной услуги. На марке имеется надпись: «Обеспечивает спешную доставку в отделение спешной почты» («Secures immediate delivery at a special delivery office»).
В 1886 году спешная доставка была распространена на все почтовые отделения и была разработана новая марка. Она была идентична первому выпуску 1885 года за исключением надписи: «Обеспечивает спешную доставку в любое почтовое отделение» («Secures immediate delivery at any post office»). Однако почтовое ведомство отложило выпуск новой марки до 1888 года, чтобы до этого распродать запасы марок первого выпуска. При этом использование таких марок имело свои недостатки. Спешная почта обслуживала только населённые пункты с численностью жителей свыше 4 тысяч и не гарантировала доставку к определённому времени. Чтобы быть действительной, спешная марка должна была наклеиваться на конверт наряду с другими знаками почтовой оплаты и не могла быть использована для предоплаты обычного почтового и авиапочтового тарифа.
Всего было эмитировано пять отличающихся друг от друга выпусков с изображением бегущего курьера. Начиная с 1902 года и в течение последующих 20 лет, курьерам спешной почты выдавали велосипеды для доставки почтовых отправлений, поэтому в этом году вышла марка с изображением курьера, доставляющего почту на велосипеде. В 1908 году в рисунке спешных марок кратковременно использовался шлем бога Меркурия, за что саму марку часто называли «Весёлой вдовой» — по названию популярной оперетты Ф. Легара, в которой ведущая певица выступала в большой шляпке. Затем на марки снова вернулся велосипед, при этом последующие выпуски отличались зубцовкой и водяными знаками. Эта серия закончилась в 1922 году, когда на марках был изображён курьер на мотоцикле, которого в 1925 году сменило изображение грузового автомобиля. В последующие годы снова появлялись изображения грузового автомобиля и мотоцикла по мере изменения тарифов и появления разновидностей в цвете, способе печати и зубцовке.
Наконец в 1954 году в обращение поступили спешные марки с изображением рук, передающих письмо. На последнем изображении, вышедшем в 1969 году, были изображены стрелы.
Всего филателисты насчитывают 23 отдельных выпуска спешных марок США за период с 1885 года по 1971 год. Кроме того, в 1930-е годы в США были выпущены три спешные марки авиапочты (Airmail Special Delivery), два обычных выпуска и один беззубцовый, специально выпущенный генеральным почтмейстером Джеймсом Фарли. В гашёном виде ни одна из спешных марок США не являются особенно редкими. 7 июня 1997 года Почтовая служба США прекратила оказание услуги спешной почты, в результате чего в обращении осталось много неиспользованных спешных марок, более непригодных для оплаты почтовых сборов. Оставшиеся марки было разрешено вернуть обратно почтовому ведомству по номинальной стоимости, поскольку «услуги не были оказаны».
На марке Филиппин, хорошо виден разрез. Марки это для усидчивых людей, а не для тех, кто психует при виде обмотанного со всех сторон конверта с марками скотчем. Продавцы с аукциона, мне кажется специально это делают, чтоб пробесить покупателей. Вот и я однажды, тааааак психанула, что просто разрезала марку пополам. Будьте спокойнее, товар целее будет :)
Текст - вики (с)
#марки #филателия #спешнаяпочта