Обычно, родители приводят на приём к психологу подростка с проблемами, которые не касаются чувств, эмоций, взаимоотношений и уж тем более еды.
Это случается, когда подросток перестаёт быть удобным для родителей.
Да-да, именно удобным. Потому что родители хотят от ребенка как правило послушания, успешный учёбы и, желательно, чтобы проблем не возникало у ребенка ни в чем.
Согласитесь, от такого идеального ребенка не отказался бы никто.
Но дело в том, что как правило, такого не бывает, или бывает до определенной поры.
Ребенка до 10 или 11 лет, особенно если это девочка, легко контролировать. Я сейчас пишу в среднем, то есть в большинстве случаев.
Растёт такой ребенок: послушный, беспроблемный, и радует своих родителей.
То, что у него что-то не ладится с друзьями или с особенностями характера, если это не выходит за рамки приличия для родителей, то они, как правило, на это внимание не обращают.
Ребенок всё чувствует и воспринимает гораздо тоньше и глубже, чем взрослые.
Ребенок как бы повернут всегда к родителям одной своей гранью: той, которая родителям нравится.
Поэтому он очень чётко понимает, что родителям он не нужен со своими потребностями, желаниями, чувствами и эмоциями.
Потому что он уверен, что если он покажет другую сторону себя, то они его могут не принять или отвергнуть.
Вступая в подростковый возраст, ребенок сталкивается с проявлением физиологии. И это приносит ему дополнительные трудности, про которые ему конечно никто никогда не рассказывал и к этому его не готовил.
И, по сути, в подростковом возрасте он оказывается в этом мире один на один со всеми проблемами, и ему очень трудно разделить эти чувства. А с родителями не может, он элементарно боится.
Что делает подросток? Начинает искать то место, где он может разделить эти чувства с кем-то. То есть каким-то образом их разместить, выразить через что-то.
Это могут быть различные проявления:
- и уход в виртуальный мир;
-и уход в химические зависимости;
-и уход в расстройство пищевого поведения.
Здесь уже зависит от разных факторов как самой личности, темперамента, так и условий, при которых происходит фиксация.
В общем, подросток начинает бунтовать.
И родители, когда появляются на первичном приеме, обычно говорят, что «мой ребенок очень изменился, он стал совсем не такой как был» или «он связался с плохой компанией» или «какой-то друг на него плохо влияет» или «с ним что-то случилось, и в этом виноваты компьютеры, телефоны, и т.д.
И, собственно говоря, запрос родителей - это вернуть своего прежнего ребенка. С которым удобно, который не доставляет хлопот.
И здесь начинается достаточно сложная работа.
Когда психолог работает с подростком, тот получает возможность размещать свои состояния в терапии.
Но когда он возвращается домой, то он попадает в ту же среду, в ту же атмосферу, к тем же родителям, которые часто (я не говорю про всех, но часто) не считают, что они тоже каким-то образом должны менять свое восприятие и на своего ребенка, и на способы общения с ним.
Что же делать? Учиться слушать друг друга, возвращать доверие собственного ребенка, много разговаривать со своим ребенком (не формальными фразами!).
И, важный момент! Повышать свою психологическую грамотность в части развития детей и подростков в целом. Так как часто случается, что те механизмы, по которым формируется человек, оказываются неведомы родителю.
Но, в любом случае, лучше поздно, чем никогда. И даже если Ваш ребенок уже давно не ребенок, Вам ничего не мешает построить с ним доверительные, счастливые отношения!
#детскаяпсихология #детскийпсихолог #семейныйпсихолог #психологиясчастья #психологияженщины #женскаяпсихология #помощьпсихолога #психологмск
#психологспб #астропсихология #психологияразвития #психологическоеконсультирование #книгипопсихологии #советыпсихолога #психологиялюбви #психологическийтест #психологиясемьи #психологиядетей #психологи #семейнаяпсихология #психологияобщения