Возможно, это самый важный выбор, который Вам предстоит сделать - это выбрать научного руководителя.
Как правило, научные руководители назначаются кафедрой, а не выбираются аспирантами или, что бывает реже, руководители сами могут подбирать себе аспирантов.
Тем не менее, обычно есть какая-то возможность повлиять на этот процесс, и, конечно, вы должны ею воспользоваться.
Чтобы убедиться, подходит ли конкретный профессор для роли Вашeгo научного руководителя, Вам нужно иметь о нем определенную информацию, прежде всего необходимо узнать о его общепризнанных научных достижениях и сегодняшних изысканиях.
Следует найти ответы на вопросы: какие, сколько, где опубликовал Ваш потенциальный руководитель научных трудов за последнее время? Финансирует ли кто-нибудь его научную работу? Приглашают ли его участвовать в научных конференциях на родине и за рубежом? Желательно, чтобы ответы на данные вопросы были преимущественно положительными.
Существуют, по меньшей мере, две формы деловых отношений с научным руководителем диссертации: первая форма – аспиранту нужна постоянная поддержка, а руководитель, имея постоянную обратную связь с аспирантом, дает указания, направляет ход его научной работы; вторая форма – аспирант имеет время подумать о предстоящей работе, прежде чем обсудить результаты с руководителем, и возможность на первых порах делать ошибки, при этом руководитель время от времени задает общий курс, а не указывает конкретно направление научных изысканий, как это делается при более тесном контакте.
Как показывают проведенные исследования, если аспирант работает, ожидая, что вот-вот появится результат, достойный обсуждения, а его руководитель постоянно требует каких-то весомых результатов, то это ни к чему, кроме раздражения, не приводит, а поставленные цели кажутся аспиранту недостижимыми.
По мнению руководителя, такой аспирант слишком осторожен и не способен работать самостоятельно.
Наоборот, если аспирант нуждается в постоянной поддержке, но работает с руководителем, желающим, чтобы его информировали о ходе работы и новых идеях только через какое-то определенное время, то он чувствует себя заброшенным, а руководитель негодует из-за того, что его подопечный требует слишком много внимания (если у последнего все-таки хватит смелости просить уделять ему немного больше времени).
Взаимопонимание и хороший контакт между соискателями и их научными руководителями – главные моменты в их отношениях. Когда установлены хорошие личные отношения, все остальное мгновенно становится на свое место.