Первые пять частей этой статьи смотрите здесь:
«Древние манускрипты об ануннаках. Часть 1»,
«Древние манускрипты об ануннаках. Часть 2 (1 Енох: их десант на гору Ермон. Храм клятвы)»
«Древние манускрипты об ануннаках. Часть 3 (1 Енох, гл.3: накануне Потопа)"
"Древние манускрипты об ануннаках. Часть 4 (1 Енох: Ответ Всвышнего Еноху)"
"Древние манускрипты об ануннаках. Часть. 5 (1 Енох: местоположение Эдема, Райского сада)»
В этой (6-й) части нашей статьи вернёмся к началу, к разъяснениям таких параллельных названий Первой Книги Еноха как «Книга Наблюдателей», или «Книга Стражей». Сначала дадим справку по поводу переводов и происхождения терминов «наблюдатели» и «стражи»[11, 12] :
«Наблюдатель , Страж (арамейский עִיר ʿiyr, множественное число עִירִין ʿийрин, [ʕiːr(iːn);: Ир; из корня Евр. ʿer, "бодрствующий, бдительный".[1] \\ Греческий: ἐγρήγοροι: эгрḗгорой; "Наблюдатели", "те, кто бодрствует"; "страж", "наблюдатель"[2]) является разновидностью библейский ангел. Наблюдатель встречается как во множественном, так и в единственном числе в Книга Даниила (4-2 века до н.э.), где упоминается их святость. В Апокрифической Книге Еноха (2-1 вв. до н.э.) относятся как к хорошим, так и к плохим Наблюдателям (Стражам), с основным акцентом на мятежных.[3][4]»
В Книге Даниила (4:13, 17, 23) есть три упоминания о "наблюдателях, святых". Там о них говорит вавилонский царь Навуходоносор: он говорит, что в своём сне видел "наблюдателя, святого, сошедшего с небес." Он описывает, как наблюдатель говорит, что Навуходоносор будет есть траву и сойдет с ума, и что это наказание "по указу наблюдателей, «требование по слову святых" ... "живые могут знать, что Всевышний правит в царстве людей". Об отпавших от Бога (падших) наблюдателях в Книге Даниила ничего не написано. Другое дело, Книга Еноха.
Итак, Наблюдатели (или, как вариант перевода, Стражи), — это ангелы, назначенные Господом Богом для наблюдения за людьми, и, можно сказать, для охраны Божественного плана спасения человечества в целом (и каждого в отдельности) от злоумышлений противника этих замыслов, сатаны (в переводе и значит «противник») Однако, часть этих наблюдателей\стражей в процессе наблюдения соблазнилась красотой земных женщин, и они, по 1 Енох, числом около двухсот, высадились (пали) на Землю (на гору Ермон, Хермон на севере нынешних Голанских высот), дали там клятву поддерживать друг друга в своих нечестивых делах (руины «храма клятвы» на вершине горы Хермон существуют до сих пор), и начали «входить к дочерям человеческим», и те стали рожать от них детей (библейских нефилимов), — подробнее об этом смотрите части 2-4 настоящей статьи (гиперссылки см. выше, в начале данной статьи).
В Книге Еноха названы также имена двадцати одного предводителя этих «падших ангелов» (отпавших от Бога стражей), — см. ниже, изложение главы 11 (1 Енох, 11:37)
Итак, потомками союзов падших наблюдателей (стражей, ангелов) и земных женщин являются нефилимы. В Книге Еноха наблюдатели (арамейский עִירִין), — это дикие гиганты, которые грабят землю и подвергают опасности человечество. Напомним, что, согласно шумерским эпосам, дети их богов-ануннаков от земных женщин (те же нефилимы, исполины) назначались ануннаками царями шумерских городов-государств. Шумеры считали их (своих царей) «богоизбранными», но, как известно из тех же эпосов (и из множества других источнеиков) эти цари не только управляли хозяйством и «творили праведный суд», но и организовывали и вооружали войска, и вели жестокие войны (не только оборонительные, но и захватнические), и считали, что имеют право на всех женщин своих городов (например, в эпосе о Гильгамеше он пользовался этим своим «правом» каждый день, не пропуская мимо ни одной земной женщины, — и, как написано в эпосе, их земные мужья умоляли «вышестоящее начальство» найти на него управу). И. конечно, в конечном счёте (к рубежу XXI и XX вв. до н.э.) всё это (самоуправство, самодурство, грабежи, войны, повальная милитаризация общества) привело Шумер (Аккадское царство) к упадку, к распаду, к катастрофе.
Скорее всего, по нашему мнению, в Первой Книге Еноха описано возвращение ануннаков на Землю после Первого Потопа, — который был настоящей планетарной катастрофой вследствие (как установили современные учёные к 2017 году) падения огромного астероида (диаметром около километра) в Атлантику. Это произошло, по данным современной науки, около 10 800 гг. до н.э.
Отметим здесь кстати, что Захария Ситчин примерно за 10-15 лет до того, как учёные приняли консенсусом эту датировку (в 2017 году), — Ситчин в «Потерянной книге Энки» датировал Потоп 11-м тысячелетием до н.э. — очень хорошее совпадение с научными данными. Так вот, по версии Ситчина, все ануннаки накануне той планетарной катастрофы (зная о её приближении) покинули Землю, и пережидали многие века после неё на своих базах на Луне и на Марсе (а значительная их часть вообще вернулась на Нибиру). И вот, когда жизнь на Земле после катастрофы 11-го тысячелетия восстановилась, оставшиеся ануннаки вернулись на Землю. Если до катастрофы 10 800 лет до н.э. общее число ануннаков на Земле составляло (по версии Ситчина) примерно 500-800, то вернулись, вполне возможно, именно те 200, о которых написано в Первой Книге Еноха.
Самьяза (он же Семиаза, Шемазья, и ещё десяток похожих имён), — глава возвратившихся стражей\ануннаков и его соратники (общим числом около двухсот) сразу начали и затем продолжали обучать своих подопечных (как переживших Первый Потоп шумеров, так и потомков Адама и Евы, — после 5509 года до н.э. (сотворение Богом Адама и Евы), — и прежде всего, вероятно, потомков Каина), — эти вернувшиеся стражи\ануннаки обучали своих подопечных искусствам и технологиям, таким как оружие, косметика, зеркала, магия и колдовство, и другим техникам и технологиям развитой (но морально несовершенной) цивилизации, которые в противном случае люди постепенно открывали бы с течением времени, а не навязывали им все сразу. В конце концов Бог допускает Потоп в Месопотамии (где были главные базы ануннаков и где проживало большинство их подопечных), чтобы избавить землю от нефилимов, но сначала посылает Уриила предупредить Ноя, чтобы тот не уничтожил человеческую расу. Наблюдатели связаны "в долинах Земли" до Судного Дня.
В Первой книге Еноха также перечислены лидеры 200 падших ангелов, которые женились и вступили в неестественный союз с земными женщинами и которые обучали землян (и нефилимов) запретным знаниям. Вот некоторые из перечисленных, и что им вменялось в вину:
· Армарос (также Амарос или Армониэль). В Книге Еноха он говорит: «Я научил человечество чародействам».
· Азазель научил людей делать ножи, мечи, щиты, а также создавать украшения и косметику.
· Гадриэль (или Гадер'эль) обучал искусству нанесения косметики, использованию оружия и смертельным ударам.
· Баракель (Baraqiel) обучал людей астрологии.
Конечно, подобные обвинения могут показаться смешными и даже «махрово-ретроградскими», но, напомним, что все эти знания «вываливались» в неподготовленные головы. Это можно сравнить с бесконтрольной раздачей современного оружия полудиким племенам, и с обучением их наукам и технологиям, которые безопасны только в социально-развитых обществах (и то не всегда). Поэтому можно только удивляться тому, что Шумер (и затем Аккад) просуществовали (и процветали) более 5000 лет (с 7\6-го тысячелетия до н.э. и до рубежа 3\2-го тысячелетий. Ну, что касается шумеров, то этот феномен можно объяснить именно тем, что их предки были сотворены ануннакми (около 200 тысяч лет назад в Южной Африке) именно как «примитивные рабочие», воспринимающие ануннаков как богов, и находящиеся под их полным ментальным контролем.
К тому же, очевидно (как из шумерских текстов, так и из других источников), что шумеры не понимали, что такое «свободный выбор между добром и злом», и что такое вообще «свобода воли». Этот дар был дан Всевышним Адаму и Еве и их потомкам. А с этим даром общение ануннаков с потомками Адама и Евы грозило им быстрой моральной деградацией и социальной катастрофой. Напомним, что Адам и Ева были сотворены Господом Богом в 5 509 году до н.э. (согласно хронологии Септуагинты, когда Всевышний увидел, что вытворяют ануннаки по всей Земле, и как быстро расселяются по всей Земле выжившие подопечные ануннаков после планетарной катастрофы 11-го тысячелетия до н.э. (как установили недавно учёные, эта планетарная катастрофа была вызвана падением в Атлантику огромного астероида).
Как можно понять из всего этого, вырождение и разврат в Шумере к 11-му тысячелетию до н.э. достигло таких масштабов, что Всевышний уничтожил в планетарной катастрофе 10 800 лет до н.э. практически всех потомков первых шумеров. Согласно шумерским текстам, спасён (с разрешения Всевышнего) был один лишь праведник Зиусудра («шумерский Ной»). Правда, З.Ситчин в своих книгах [1-3] пишет, что выжило также несколько десятков шумеров, обслуживавших высокогорную базу ануннаков в Андах, близ озера Титикака, и, возможно, также немногие шумеры в Тибете.
Возвращаясь к потомкам Адама и Евы, которых, согласно Книги Бытия (глава 6) начали «обхаживать!» ануннаки (они «входили к дочерям человеческим», и те рожали детей, библейских нефилимов).
Ну, дальнейшее известно из последующих глав Книги Бытия: новый Потоп, теперь уже библейский Ной, и т.д., и т.д.
***
Ближе к концу Книги стражей (1 Енох, 11: 37-48), он называет и имена всех предводителей (десятников, и пятидесятников, и сотников — начальников над десятью, пятьюдесятью, сотней) падших ангелов (страже, наблюдателей):
«37. И вот имена тех ангелов, и эти имена их: первый из них Семъяйза [главный предводитель], второй Арестикифа, третий Армен, четвертый Кокабаел, пятый Тураел, шестой Румъйял, седьмой Данел, восьмой Нукаел, девятый Баракел, десятый Азазел: одиннадцатый Армерс, двенадцатый Батаръйял, тринадцатый Базазаел, четырнадцатый Ананел, пятнадцатый Турхйял, шестнадцатый Симанизиел, семнадцатый Иетарел, восемнадцатый Тумаел, девятнадцатый Тарел, двадцатый Румаел, двадцать первый Изезеел.
38. И это главы ангелов и имена их предводителей над сотнею, пятьюдесятью и десятью.
39. Имя первому Иекун; это тот, который соблазнил всех детей святых ангелов, и свел их на землю, и соблазнил их чрез дочерей человеческих.
40. И имя другому Асбеел: этот внушил детям святых ангелов злой совет, и соблазнил их, чтобы они осквернили свои тела с дочерьми человеческими.
41. И имя третьему Гадрел: это тот, который показал сынам человеческим все смертоносные удары, и он соблазнил Еву, и показал сынам человеческим орудия смерти, и панцырь, и щит, и меч для битвы, и показал сынам человеческим все орудия смерти.
42. И из его руки они перешли к живущим на тверди, от того часа до века.
43. И имя четвертому Пенемуэ: этот показал сынам человеческим горькое и сладкое, и показал им все тайны их мудрости. <…>
47. И имя пятому Касдейя: этот показал людям все злые удары духов и демонов, и удары рождения в утробе матери, дабы устранить его, и удары души, укушения змей, и удары, случающиеся в полдень, — сына змеи, именуемого Табает.
48. И это число Кесбеела, который показал святым главу клятвы, когда он жил высоко вверху во славе, и имя ее (клятвы) Бека.»
***
Конечно, остаётся много загадок, и нет пока ответов на многие вопросы. В частности, среди важных, например, для меня: какова связь между «падшими ангелами» и ануннаками? Можно ли идентифицировать имена предводителей «падших ангелов» с именами лидеров ануннаков? Например, с кем из стражей можно идентифицировать Энлиля, с кем — Энки, с кем — Мардука?
Тот факт, что имена лидеров ануннаков и лидеров падших ангелов — разные, в этом я не вижу ничего удивительного, ибо в шумерских текстах они названы так, как это слышали шумеры на Земле, а в Книге Еноха — так, как слышал это в своих видениях Енох, который к тому же и общался в основном с ангелами на небесах. Возможно, главный предводитель павших, Самъяза (Шемиаза) — это Энки, который первым стал жить с «дочерьми человеческими», но это только предположение.
Закончу эту серию статей о Первой Книге Еноха цитатой об этимологии имени главаря падших ангелов (из статьи Википедии «Samjaza»):
<<Имя "Шемьяза (з)" означает "(мое) имя видел", "он видит имя" или "я видел". Оно также пишется как "Самьяза", "Шемхазай", "Самьяза(z)", "Семьяза", "Шамазья", "Шемьязаз", "Шемихаза", "Шемьяза", "Семьяза", "Семьяза", "Самьяза" и "Семьяза".[3][4]
В разговорном арамейском языке христиан Ближнего Востока это стало общим названием для телевидения.[5] >>
***
Вообще напомню, что все мои версии и комментарии в этой серии статей — это не более, чем мои личные оценочные суждения, и, конечно, я не претендую на знание абсолютной истины. Это относится и к следующей статье на эту тему:
"Древние манускрипты об ануннаках, ч. 7 ("Книга исполинов", подробности о падших ангелах)"
Литература
1-3. Захария Ситчин. «Двенадцатая Планета» = The 12th Planet. (1976), 2. «Потерянная книга Энки» = The Lost Book of Enki (2001), 3. «Боги Армагеддона» = The End of Days (2007)
4. Романов Борис. «Ануннаки с планеты Нибиру: антропогенез» (2022)
5. «Аббатство Гластонбери: древний манускрипт о Потопе, а также посох Иосифа и король Артур» \\ ПетроПрогноз: история+, 8 октября 2020
6. Houses of Benedictine monks: the abbey of Glastonbury. A History of the County of Somerset: Volume 2. British History Online
7. James P. Carley. Glastonbury Abbey: The Holy House at the Head of the Moors Perilous. — 1988.
8. Книга Еноха (перевод И.Р. Тантлевского, М., 2002)
9. Романов Борис. «Рассказ Платона о гибели Атлантиды становится научной гипотезой» \\ Спб, 2019
10. «Ной библейский и «Ной» шумерский — разные люди, или в Библии плагиат?» \\ ПетроПрогноз, 2021
11. Barker, Margaret. The Lost Prophet: The Book of Enoch and Its Influence on Christianity \\ London, 2005 (Баркер, Маргарет (2005) [1998]. Потерянный Пророк: Книга Еноха и ее влияние на христианство. \\ Лондон)
12. Wikipedia, «The Observer (angel)»