«И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21,12-13).
Блаженный Иероним Стридонский: "сопровождаемый толпой верующих, которые одежды свои расстилали по пути, чтобы осленок шел не повреждая ног, Иисус входит в храм и выгоняет всех, которые продавали и покупали в храме: он опрокинул столы обменивавших монеты и разбросал сиденья продавцов голубей и сказал им, - приводя свидетельство Писания (Ис. 56:7), - что дом отца Его должен быть домом молитвы, а не пещерой разбойников или домом торговых сделок (Иер. 7:11). Так написано и в другом Евангелии (Ин. 2:16).
Относительно этого места прежде всего надо узнать то, что, по предписанию закона, в этом святейшем во всем мире храме Господа, куда стекался народ из всех почти стран иудейских, приносились бесчисленные жертвы, - особенно в праздничные дни, - из баранов, быков и козлов; в то время, как бедняки, чтобы не остаться без жертв, приносили птенцов, голубей и горлиц. В большинстве случаев было так, что те, которые приходили издалека, не имели жертвенных животных. Таким образом, священники придумали, каким образом брать добычу от народа, и стали на месте продавать всякого рода животных, необходимых для жертвоприношений, так что они за один раз и снабжали неимущих, и сами снова получали обратно то, что было продано.
Но такие обороты их часто оказывались неудачными вследствие недостаточности покупателей, которые сами нуждались в средствах и не имели не только жертвенных даров, но даже и средств, чтобы купить птиц и дешевых подарков. Поэтому [священники] поставили там и меновщиков монеты, которые под поручительство ссужали деньги [нуждающимся]. Но так как законом было предписано (Лев. 25:36; Втор. 23:19), чтобы никто не брал лихвы и потому не мог пользоваться деньгами, отдаваемыми в рост, ибо они не только не давали никакой прибыли, но даже могли быть потеряны; поэтому они измыслили другой способ, так называемых колливистов (Collybistas).
Латинский язык не имеет выражения для передачи смысла этого слова. Колливой у них называлось то, что мы называем tragemata, то есть маленькие дешевые подарки [гостинцы], например: поджаренный горох, изюм и яблоки разного рода. Таким образом, колливисты, не имея возможности при отдаче денег в рост брать лихвы, брали взамен разные предметы, так что то, чего не позволялось [брать] в виде денег, они требовали предметами, которые приобретались за деньги, как будто не об этом проповедовал Иезекииль, говоря: Не берите лихвы и сверхдолжного (Иез. 22:12) Господь, видя в доме Отца Своего такого рода сделки, или разбойничество, побуждаемый пылом духа, - согласно тому, что написано в Шестьдесят восьмом псалме: Ревность по доме Твоем снедает меня (Пс. 68:10), - сделал себе бич из веревок и выгнал из храма большую толпу людей со словами: Написано: Дом Мой назовется домом молитвы, а вы сделали его пещерой разбойников.
В самом деле, разбойник - тот человек, который из веры в Бога извлекает прибыль, и храм Божий он обращает в пещеру разбойников, когда его служение оказывается не столько служением Богу, сколько денежными сделками. Таков прямой смысл.
А в таинственном значении Господь ежедневно входит в храм Отца своего и извергает всех, как епископов, пресвитеров и диаконов, так и мирян, и всю толпу, и считает одинаково преступными как продающих, так и покупающих, ибо написано: Даром получили, даром давайте (Мф. 10:8). Он также опрокинул столы меновщиков монет. Обрати внимание на то, что вследствие сребролюбия священников алтари Божий называются столами меновщиков монет. И опрокинул скамьи продавцов голубей, [то есть] продающих благодать Святого Духа и делающих все, чтобы пожирать подчиненных им людей, о которых Он говорит [или: говорится]: Которые пожирают народ Мой, как хлебную пищу (Пс. 13:4).
Соответственно простому смыслу голуби не были на сидениях, а в клетках; на сидениях могли сидеть только продавцы голубей. А это почти бессмысленно, потому что понятием сидение (cathedra) указывается преимущественно на достоинство учителей, которое сводится ни к чему, когда бывает смешано с прибылями.
То, что мы сказали о Церквах, каждый пусть понимает в отношении к самому себе, ибо апостол говорит: Вы храм Божий есте, и дух Божий живет в вас (1 Кор. 6:15) Пусть не будет в доме сердца нашего торговых сделок, ни продажи, ни купли, ни жадности к подаркам, чтобы не вступил Иисус в строгом гневе и не очистил наш храм только с помощью бича, чтобы сделать его домом молитвы из пещеры разбойников и из дома торговли".
Святитель Амвросий Медиоланский: "хочет Бог, чтобы Его храм был не пристанищем торговцев, но домом святости, и утверждает священническое служение не простым исполнением обязанностей за плату, но безвозмездной преданностью Богу. Подумай, какие примеры для жизни дают тебе деяния Господа...Он запретил вести любые торговые сделки в храме, но особенно сразил меновщиков.
Кто такие меновщики? Это те, кто стремится извлечь прибыль из сокровищ Господа и не различает между добром и злом. Сокровища же Господа — это божественные Писания. Вспомни, что Он, отправляясь в путь, раздал мины и распределил таланты между рабами и что Он дал хозяину гостиницы два динария на уход за раненым, и пойми, что наши язвы исцеляются двумя Заветами. Ты, как добрый меновщик, скрой слова Господни — слова чистые, серебро, огнем искушенное, очищенное (Пс. 11:7) Духом семижды (Ис. 11:2; Пс. 11:7.).
Не принимай в нечестном обмене поддельный образ царя, потому что сам сатана принимает вид ангела света (2 Кор. 11:14)! Не примешивай к своим сокровищам изображение твоего Господа, обесцененное обманом арианского зловерия! Не искушай слух верных звоном денег, чтобы звон монет не мешал им слушать Священное Писание и чтобы страсть к обладанию не проникла в сердца почитающих Бога. Не все меновщики изгоняются, оставляются добрые, как Господь говорит: «надлежало дать мои деньги меновщикам, и я, придя, получил бы их обратно с прибылью» (Мф. 25:27). Если богатство — это Писания, то и прибыль надо ждать от Писаний.
Объяснить, почему Он перевернул скамьи продающих голубей, я не могу в буквальном смысле. Торговцы птицами не могли достичь высокого и почетного положения в торговле. Какая прибыль от голубей? Но если вспомнить, как во время крещения Святой Дух сошел на Господа в виде голубя, то их изгнание из храма становится строгим предупреждением, что не место в Церкви торговцам благодатью Святого Духа.
Сам Господь сказал: «даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8), а Симона, который хотел получить священнический дар за деньги, обличил Петр: «серебро твое да будет в погибель с тобою; потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в этом части и жребия» (Деян. 8:20—21).
Торговцы быками и овцами, я полагаю, напоминают изворотливых продавцов на торгах, извлекающих прибыль из чужого труда или простодушия. Быки символизируют труд, овцы — простодушие. Или, если учесть, что быков и овец изгоняют, а голубей требуют вынести, то речь может идти об отвержении народа иудейского. Ефрем словно голубь (Ос. 7:11), но Господь не приемлет ни его наследия, ни его трудов. Монеты рассыпаются, чтобы собиралась благодать; стол меновщика опрокидывается, чтобы была поставлена трапеза Господня; жертвенник свергается, чтобы были воздвигнуты алтари.
Он совершил это без участия вооруженного отряда и без помощи богатства, но разил толпу бичом из веревок, и никто не смел противиться. В Его руках то жезл, то бич. «Жезл правоты — жезл царства Твоего» (Пс. 44:7). Жезл — чтобы исправлять, бич — чтобы убеждать. Первый неумолим, второй больше похож на увещание и на удар по совести грешника как будто мягкой плетью. Одно — угрозы пророков, другое — убеждения апостолов, но в том и в другом учит одно и то же Слово. Из веревок Он сделал бич, как сказано: «Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня» (Пс. 15:6). Межами тут названы веревки, которыми обозначают границы распределяемых полей. Христос, словно искусный межеватель, очертил границы синагоги и велел удалиться из храма осквернителям Церкви. Он новый межеватель плодоносных душ и оценивает поля не по размеру, но по плодородности.
Новизна в том, что пределы веры не охватывает, как у земельного владения, протянутая веревка и не определяет их, как у ограниченной вещи, но свободно движущаяся межа расширяет границы Церкви до бесконечности, иудеи же становятся изгнанниками не в определенном месте, но повсюду, чтобы нигде в мире не осталось места для синагоги".
Блаженный Августин: "тот храм был еще одним прообразом, и Господь изгнал оттуда всех, кто искал своё, придя в рыночный день. И что они там продавали? То, что необходимо было людям в то время для жертвоприношений. Ибо вы знаете, возлюбленные, что тому народу ввиду их чувственности и их все еще камен-ного сердца были даны такие жертвоприношения, которых бы он придерживался, чтобы не отпасть к идолам. И они приносили там в жертву волов, овец и голубей. Вы это знаете, поскольку вы читали об этом. Это не было большим грехом, если они продавали в храме то, что покупалось для приношения в храме, и все же Он изгнал их оттуда.
Почему Господь так поступил, как если бы Он нашел там пьяниц? Почему, если торговцы продавали то, что было дозволено и не противоречило справедливости (ибо не является недозволенным торговать тем, покупка чего пристойна), Он все-таки изгнал и не потерпел того, что дом молитвы стал домом торговли?
Если не должен превращаться в дом торговли дом Божий, должен ли он стать питейным домом? Когда мы говорим это, они (еретики донатисты) скрежещут на нас зубами своими, но ободряет нас псалом, в котором мы слышим: скрежетали на меня зубами своими (Пс. 34:16). Мы знаем, как мы можем быть исцелены, хотя и удваиваются бичи для Христа, ибо бичуется слово Его: «Собрали бичи против Меня и не ведали» (Пс. 34:15). Бичевался Он бичами иудеев, теперь бичуется богохульствами ложных христиан. Умножают они бичи для Господа своего и не ведают. Давайте же, насколько Он нам поможет, сделаем так , как псалмопевец: «Я, когда они одолевали меня, одевался во вретище, изнурял постом душу мою» (Пс. 34:13).
Все же мы, братья, говорим (ибо Он Сам не уклонятся от них: Тот, Который должен был бичеваться ими, Сам прежде бичевал их), что нам дан некий знак в том, что Он сделал бич из веревок и бичевал им непослушных, сделавших место торговли из храма Божия.
Ведь в самом деле каждый скручивает себе веревку из грехов своих. Говорит пророк: «Горе тем, кто тянет грехи свои, словно длинную веревку!» (Ис. 5:18). Кто делает длинную веревку? Тот, кто грехом увеличивает грех. Каким образом грехи прибавляются к грехам? Когда уже совершённые грехи покрываются другими грехами. Совершил человек кражу: чтобы не открылось то, что он сделал, он ищет астролога. Достаточно было совершить кражу, чтобы стать грешником, зачем ты хочешь присоединить новый грех ко греху? И вот уже два греха. Когда тебя предостерегали ходить к астрологу, ты стал хулить епископа, вот и три греха. Когда ты услышал: «Удалите его из церкви», — ты говоришь: «Я найду прибежище в партии Доната». Вот ты добавил четвертый грех.
Растет веревка, бойся веревки. Для тебя будет хорошо, чтобы ты был исправлен здесь, когда ты терпишь бичевание, чтобы не было тебе сказано в конце: «связав ему ноги и руки, бросьте во тьму внешнюю» (Мф. 22:13). Ибо «всякий связан узами грехов своих» (ср. Притч. 5:22). То первое изрек Господь, это второе говорят другие Писания, но и то и другое сказано Господом. Грехами своими опутывают себя люди и бросают себя во тьму внешнюю.
Однако, чтобы нам в этом прообразе отыскать тайну произошедшего, давайте ответим: кто же те, продающие волов? кто те, продающие овец и голубей? Это те, кто ищет своего в Церкви, а не того, что угодно Иисусу Христу (Флп. 2:21). Они всё считают предметом про-дажи, не желая быть искупленными; они не хотят быть искупленными и хотят продавать. Ибо благо для них, чтобы они были искуплены кровью Христовой, чтобы они достигли мира Христова.
Ведь что пользы наживать в этом мире всё временное и преходящее, будь то деньги, или удовольствия для чрева и глотки, или почет от человеческой похвалы? Не дым ли всё это и ветер? Не исчезнет ли всё это, не убежит ли? Горе тем, кто держится за преходящее, ибо сами они исчезают вместе с этими вещами. Не река ли всё это, стремительно бегущая в море? Горе тому, кто падет в нее, ибо будет унесен в море. Так вот, мы должны удерживать все свои чувства от такого рода устремлений.
Братья мои, те, кто ищет подобное, продают. Ведь и тот самый Симон потому хотел купить Святого Духа, что хотел продавать Святой Дух и он думал, что апостолы — такие же торговцы, каких Господь изгнал бичом из храма. Ибо таким был он сам и хотел купить то, что мог бы продать. Он был из тех, кто продает голубей. Ведь, в самом деле, в голубице явил Себя Святой Дух. Кто же те, кто продает голубей, братья, кто они, если не те, кто говорят: «Мы даем Святой Дух»? Ведь почему они так говорят и в какую цену продают? В стоимость чести своей. Они получают в качестве стоимости временные кафедры, чтобы казалось, будто они продают голубей. Пусть остерегаются они бича из веревок. Голубица не является предметом продажи. Она дается как благо и называется благодатью.
Так вот, братья мои, вы можете видеть таких торгующих, лавочников, и каждый из них хвалит то, чем он торгует. Сколько лавочек они понастроили! [Блж. Августин намекает на епископские кафедры еретиков донатистов, которые перечисляет далее]. Одну держит в Карфагене, другую — Максимиан, третью — в Мавритании, иную держат в Нумидии, те да эти, кого мы уже не в состоянии назвать по имени. И вот кто- то ходит кругом, чтобы купить голубицу, и каждый из тех хвалит свою лавочку, в которой он торгует.
Пусть отвратится сердце этого ищущего от всякого торгующего, пусть он придет туда, где голубица приобретается даром. И они не краснеют, братья, оттого, что из-за горестных и пагубных раздоров своих — поскольку они приписывают себе то, что им не принадлежит, поскольку возносятся, полагая себя чем-нибудь, будучи ничем (Гал. 6:3), — они разделили себя на такое множество партий. Но что же было исполнено в них, когда не хотели они исправиться, если не то, что вы слышали в псалме: «Были разорваны на части и не чувствовали раскаяния» (Пс. 34:16).
Так кто же они, торгующие волами? Под волами следует понимать тех, кто передал нам Священные Писания. Волами были апостолы, волами были пророки. Отчего апостол и говорит: «не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печется Бог?Или, конечно, о нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое (1 Кор. 9:9—10). И вот те волы оставили для нас запись Писаний. Ибо они не свое в них передавали, но искали они славу Господа. Ведь что вы слышали в том псалме? «И пусть говорят непрестанно: “да возвеличится Господь”, — те, кто желают мира для раба Его» (Пс. 34:27).
Раб Божий, народ Божий, Церковь Божия. Пусть те, кто желают мира для Церкви Его, возвеличивают Господа, а не раба, и пусть говорят непрестанно: да возвеличится Господь. Кто должны это говорить? «Те, кто желают мира для раба Его». Это очевидно голос народа Его, голос раба Его, который вы слышите в рыданиях в псалме и от которого вы пришли в волнение, когда услышали, ибо вы принадлежите к этому народу. То, что было спето одним, отозвалось во всех сердцах. Счастливы те, кто узрел себя в тех голосах, словно в зеркале. Так кто же те, желающие мира для раба Его, мира для народа Его, мира для одной души, которую Он называет «одинокой» и которую хочет избавить от льва «Вырви из лап псов одинокую мою» (Пс. 21:21)? Это те, кто говорит непрестанно: да возвеличится Господь.
Так вот, те волы возвеличивали Господа, а не себя. Узрите вола, возвеличивающего Господа своего, ибо вол знает владетеля своего (Ис. 1:3). Узрите вола, боящегося, как бы не был оставлен Владелец вола и как бы надежда не оказалась возложена на вола, подобно тому как апостол пугается тех, кто хочет возложить на него надежду: Разве Павел распялся за вас?Или во имя Павла вы крестились? (1 Кор. 1:13). «То, что я дал, не я дал: даром вы получили, сошла голубица с неба».
Говорит апостол: Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1 Кор. 3:6—7). И пусть говорят непрестанно да возвеличится Господь те, кто желают мира рабу Его. Эти же еретики обманывают людей на основании самих Писаний, чтобы получить от них уважение и славу и чтобы люди не обратились к истине. Поскольку же они на основании Писаний обманывают людей, со стороны которых ищут уважения, то продают им волов, продают также овец, то есть агнцев [ собственно простой народ].
А кому они их продают, если не диаволу? Братья мои, ведь если Церковь Христова — единственная и лишь одна, то кто уносит всё то, что от нее отрывается, если не лев рыскающий и рыкающий, ищущий, кого поглотить (1 Пет. 5:8)? Горе тем, кто отрывается от Церкви! Ведь сама она остается невредимой. Ибо знает Господь Своих (2 Тим. 2:19). Но те, насколько в их силах, продают волов и овец, продают они и голубей: пусть остерегаются бича из грехов своих.
Очевидно, когда они претерпят нечто подобное за несправедливости свои, пусть узнают они, что Бог сделал бич из веревок и побуждает тех отступников к тому, чтобы они изменили себя, чтобы не были больше торгующими. Ведь если они не изменят себя, они услышат в конце: «связав им ноги и руки, бросьте во тьму внешнюю»(Мф. 22:13)".
Блаженный Феофилакт Болгарский: "как господин дома, то есть храма, Господь изгнал торгующих, показывая, что принадлежащее Отцу принадлежит и Ему. Он так поступил, с одной стороны, имея попечение о благолепии в храме, а с другой - обозначая отмену жертв, ибо, изгнав быков и голубей, выразил, что нужно не такое жертвоприношение, которое состоит в заклании животных, а нужна молитва. Он говорит: «дом Мой - домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников», ибо в вертепах разбойников происходят убийства и кровопролития.
Или же Он назвал храм вертепом разбойников потому, что там продавали и покупали; а любостяжание и есть страсть разбойников. Торжники - то же, что у нас меняльщики. Голубей продают торгующие степенями церковными: они продают благодать Святого Духа, явившегося некогда в виде голубя. Они изгоняются из храма, ибо недостойны священства.
Смотри и ты, как бы не сделать храм Божий, то есть свои помыслы, вертепом разбойников, то есть демонов. Ум наш будет вертепом, если мы допустим склонные к вещественному помыслы о продаже, купле, о корысти, так что станем собирать и самые малые монеты. Равным образом мы сделаем себя вертепом разбойников, если будем продавать и покупать голубей, то есть утратим духовное наставление и рассуждение, какое в нас есть".
Святитель Григорий Палама: "и теперь есть такие, которые, приходя в священную церковь, однако не восходят, но, правильнее будет сказать, — понижают представляющую небо Церковь; это — те, которые приходят в храм ради встречи и разговоров друг с другом, и товары выставляют и заказывают: ибо они — подобны друг другу; потому что, одни — товары, а другие слова выставляя, обмениваются друг с другом (одни — словами, другие — товарами); и как одних, некогда Господь решительно изгнал из оного храма, говоря им: «Храм Мой, храмом молитвы назовется: вы же сделали его вертепом разбойников», — так и других Он отверг сим выражением, показывая, что это — не восходящие в церковь, хотя бы и ежедневно приходили".
Святитель Феофан Затворник: "Всем известно, что храм требует благоговеинства, собранности мыслей, углубленного богомыслия и стояния в присутствии Божием, и однако же, кто исполняет это? В храм идут с желанием помолиться, постоять в нем немного с теплым усердием, а потом мысли начинают бродить, и в голове происходит торг еще шумнее того, который встретил Господь в храме Иерусалимском. Отчего так? Оттого что пребывание в храме - отражение всей жизни. Как живут, так и в храме себя держат. Храм влияет и несколько поддерживает духовные движения, но потом обычное течение духовного строя берет свое. Потому если хочешь, чтобы твое пребывание в храме было достойным стоянием перед лицом Господа, подготовляйся к тому жизнью обычною; ходи, сколько можешь, в молитвенном настроении. Этот труд доведет тебя до того, что и в храме все время простоишь благоговейно. Это же благоговеинство воодушевит тебя на благоговеинство и в обычной жизни....
«Дом Мой есть дом молитвы» (Лк. 19:46). И точно, только войди в храм, и уж позывает тебя на молитву. Все тут так расположено и так делается, чтоб располагать и споспешествовать молитве. Потому, если хочешь возгреть молитву в сердце своем, ходи чаще в храм Божий. Дома так не помолишься, как в храме. Есть такие, которые и дома тепло молятся, но если дома так, то насколько выше того в храме? Но бывая в храме, не телом только бывай в нем, а более духом. Стань, где потише, и зря умом Господа пред собою, изливай пред Ним душу свою. Мечтания разгоняй, забот не допускай, и одному делу внимай – делу молитвы. Поднимай тяжелую душу горé, и дебелость ее разбивай созерцанием вещей Божественных.
Если есть что за тобою, сними с себя покаянием и обетом исправления. Если совесть не сыта, подбавь дел самоотвержения и любви. Стоя в храме, заготовляйся и на все время, как будешь вне храма, не отступать от Господа мыслью, а «всегда предзреть Его пред собою» (Пс. 15:8), чтоб «не подвиглись стопы твои» (Пс. 16:5) с правого пути на неправый. От этого, когда придешь в храм, тебе легче будет держать себя в нем, как должно. А от достодолжного пребывания в храме, опять легче будет тебе удержать внимание пред Господом, когда будешь вне храма... И так пойдет все выше и выше расти твое пребывание в Господе, а больше этого чего еще желать?".
Святитель Филарет Гумилевский: "Ιερον священное место храма иерусалимского составляло самую переднюю часть храма, в 500 локтей длины и ширины, с 5 воротами; здесь молились язычники; здесь были сокровищница и домы призрения; здесь продавались голуби, агнцы, волы и другие потребности жертвоприношения; здесь же сидели менялы, обменивавшие за проценты крупную монету на мелкую – и иностранную на еврейскую. Хотя во время Спасителя подать храму принималась во всяком месте и она же вносилась в месяце адаре, а не в нисане пасхальном, и потому пред пасхой не было нужды во дворе язычников выменивать еврейские сикли для уплаты подати храму: но расчеты корысти и теперь обменивали монету в священном месте, под разными предлогами. Шум продавцов и покупщиков не только оглушал благочестивых прозелитов; но он слышался и в храме; а обманы, ссоры, драки совсем оскверняли святыню. Спаситель с бичем в руке выгнал из священного места всех, как стадо скотов. Некоторые думают, что Господь не употребил при этом никакого вида насилия, а действовал только убеждением. Но слова евангелиста говорят совсем другое. Εκβαλλειν значит изгонять насилием Разломанные столы, рассыпанные деньги говорят также о строгой силе. Κολλυβος означал род мелкой монеты, равной оволу, у раввинов kolbon монета, которую брали менялы за промен монет на сикли и которая составляла 18 долю сикля. Κερμα мелкая монета, которую выменивали на крупную, иногда вообще монета. Итак, Спаситель «рассыпал деньги менял и столы их опрокинул». «Мне кажется, пишет бл. Иероним, из всех знамений, совершенных Иисусом, это есть самое изумительное. Человек того времени, человек малый и пренебрегаемый, ударами бича гонит, несмотря на гнев фарисеев, такое множество людей, опрокидывает столы, рассыпает деньги, один делает столько вещей, что и целой толпе едва ли было бы под силу. Пламень горит в очах Его и величие Божества сияло на лице Его»".
Преподобный Иустин Попович: "Храм – это обиталище Бога, следовательно – дом молитвы, ибо с Богом общаются прежде всего молитвой. Если в храм входят с корыстолюбивым, сребролюбивым желанием, то храм превращается в вертепъ разбойников.
Боголюбивая молитва – это выражение и излияние боголюбия. Самостная молитва – это слуга грехолюбивого самолюбия. Настоящая молитва всегда богоустремленна, и поэтому человеколюбива, потому что всегда помогает и умножает то, что есть в человеке божественного и богоустремленного.
Поскольку храм – дом молитвы, он есть тем самым школа бессмертности человеческой, школа беспредельности человеческой, школа вечности человеческой ибо он обессмертствует, обезграничивает, овечнует то, что в человеке есть богоустремленного, богообразного.
В переносном смысле: душа – это обиталище Бога, если она дом молитвы, если она молитвенная. Молитвенная же значит, что она богоустремленная и желает жить с Богом и в Боге. Но душа превращается в вертепъ разбойников, если она не молится: ее окрадывают и разграбляют, ее делают больной страсти как разбойники. И все, что относится к ней, относится к вертепу разбойников. Сребролюбие, самолюбие, ненависть, похоть, гордость, пакость, злоба, зависть и остальные грехи превращают душу в вертеп разбойничий.
Если появляется в душе какое бы то ни был евангельское желание или богоустремленная мысль, страсти как разбойники набрасываются на нее со всех сторон, чтобы ее уничтожить и погубить. Большим трудом душа превращается в дом молитвы = в обиталище Бога. Как? Принуждением себя к молитве, постепенным приучением себя к святым добродетелям евангельским, пока они не станут составной частью нашей души и не вытеснят из нас всех разбойников = все страсти. А добродетели эти суть: вера, молитва, пост, любовь, кротость, смирение, терпение и другие. В этом святом лике добродетелей – молитва предводительница...
Вы церковь Бога Живаго (2 Кор. 6:16): ναός, temple, храм. Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. Ты — Церковь: душа постоянно на коленях (на молитве), все существо в постоянном богослужении; если перестанет молитва, то как я буду жить завтра? — Входишь в разбойничьи расчеты, в вертеп, в который превратили церковь. Церковь для молитвы, не для разбоя. Разбойничает с душой культура, цивилизация, ибо она вносит в душу вещественное, царство вещей: деньги, яства, голубей, книги (Ин. 2:14), — и из дома Отчего делает вертеп разбойников… Вещи мы внесли в душу, о, Господи, в дом Твой. Ведем разбойничьи расчеты… Твои вещи мы выкрали, на все налепили свои ярлыки, образ наш — человеческий, разбойнический. Господи, да приидет Царствие Твое и да изгонит разбойников из души моей".