Найти тему
Venefica

Дело "Тамам Шуд" - мужчина из Сомертона оказался несчастным мужем, а не тайным агентом.

Порой какая-нибудь загадка, тревожившая десятилетиями любознательную публику, имеет самую скучную из возможных разгадок. Так вышло с делом "Тамам шуд", или "делом Сомертонского человека".

Началось оно ранним австралийским утром 1 декабря 1948 года на пляже Сомертон в городе Аделаида, потому что именно там обнаружено бездыханное и уже весьма прохладное тело мужчины без документов и, как потом установили криминалисты, в одежде со срезанными бирками производителей. Одежда была недешевой, все предметы в целости и сохранности, а положение и состояние тела не носили никаких следов борьбы. Более того, даже проведенное вскрытие не смогло установить причины "чего это он".

Врачи установили, что обнаруженный "мистер Х" был страдал язвой кишечника и пищевода, имел признаки острого гастрита, увеличенную селезенку и не самую здоровую печень. Но с этаким богатством люди годами живут...

Стали искать следы отравления, но тогда их не нашли.

Среди найденных в карманах вещей был прокомпостированный автобусный билет до Гленилга, пригорода Аделаиды, неиспользованный билет на пригородный поезд от Аделаиды до станции Хенли-Бич, (это в 10 км к западу от города), куда мужчина-загадка собирался, но так и не доехал. Пачка жевательной резинки Juicy Fruit, с двумя оставшимися пластинками, пачка из-под сигарет Army Club, внутри которой находились более дорогие сигареты Kensitas, а так же початый коробок спичек. Незнакомец ранее в поле зрения полиции не попадал и в картотеках с "пальчиками" отсутствовал.

Человек из Сомертона
Человек из Сомертона

Озадаченные полицейские разослали фото погибшего во все участки. Газеты тоже подключились к поискам. Фото выслали даже в Европу в надежде там найти каких-нибудь его родственников или знакомых там или даже в США, однако даже через 5 лет, к ноябрю 1953 года, в полиции, несмотря на 251 заявление о возможном сходстве, не было никакой ясности с личностью потерпевшего.

Правда, через год, в январе 1949 года в деле человека с пляжа появились новые улики.

На железнодорожном вокзале в камере хранения обнаружился коричневый чемоданчик, который был сдан в камеру хранения после 11:00 30 ноября 1948 года, и целый год не востребован обратно. Внутри обнаружили красный халат и такого же цвета тапочки 40 размера, светло-коричневые брюки с манжетами, внутри которых были найдены следы песка (опять пляж?), 4 пары трусов, пижама, майка, галстук, а также остро заточенные ножницы и такой же острый столовый нож, индикаторная отвёртка и кисть для трафаретной печати. Кроме того была катушка вощёных оранжевых ниток фирмы Barbour, которые в Австралии не продавались. И точно такими же нитками была пришита заплатка в кармане брюк мужчины, которые оказались его последней одеждой. То есть чемоданчик явно принадлежал ему.

Чемодан человека из Сомертона
Чемодан человека из Сомертона

А еще, в потайном кармашке брюк, нашли маленький клочок бумаги с напечатанной фразой «Tamam Shud» (Тамам Шуд). Очень скоро определили, что эта фраза означает "конец дела" (или завершено), и вырвана она из сборника стихов Омара Хайяма "Рубайят".

Тот самый клочек бумаги из книги
Тот самый клочек бумаги из книги

Книгу начали искать и тоже нашли - человек, принесший её в полицию, рассказал, что обнаружил издание на заднем сиденье своей машины примерно за пару недель до того, как погиб таинственный незнакомец. Кто-то просто закинул книгу в приоткрытое окно его припаркованной машины как раз в Гленилге, то есть как раз в том местечке, докуда был билет у незнакомца - а это значит, что в данном месте безымянный погибший был как минимум пару раз. На последней странице отсутствовал тот самый клочок бумаги. Но кроме того, там же печатными буквами были сделаны странные надписи.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Записи приняли за хитрый шифр и тут уже к следствию подключились не только полицейские, но и военные, а само дело начало приобретать элементы шпионского детектива.

Правда, на обороте книги нашли номер телефона и он, как выяснилось, принадлежал бывшей медсестре, которая работала в одной из клиник Сиднея и проживала примерно в 400 метрах от того места, где обнаружили тело неизвестного. В деле она проходит под вымышленным именем "Джестин". Женщине предъявили сборник Омара Хайяма на котором был написан её номер телефона и "Джестин" рассказала, что в 1945 году, когда она работала медсестрой и ухаживала за ранеными в ВМВ, она подарила эту книгу некому лейтенанту Альфреду Боксоллу, который пытался за ней ухаживать, но безрезультатно. После выписки она никогда Альфреда не видела. Погибшего мужчину она не опознала и не смогла объяснить, как эта книга попала к нему.

А потом нашелся живой и здоровый Альфред Боксхолл, у которого была точно такая же книга, только без надрывов, и он предъявил её следствию.

Следствие зашло в тупик.. Предположения делались самые смелые - от незадачливого пришельца из будущего до советского шпиона, которого так загадочно устранили.

И в тупике оно пробыло до 2021 года, когда к делу "Тамам Шуд" были привлечены сохранившиеся ткани погибшего для анализа ДНК.

А недавно профессор Университета Аделаиды Дерек Эбботт заявил что личность человека установлена и это не пришелец и не тайный агент:

«Тело, обнаруженное 1 декабря 1948 года на пляже Сомертон-Парк в Аделаиде, принадлежало 43-летнему инженеру-электрику из Мельбурна Карлу Уэббу, родившемуся 16 ноября 1905 года».

Причина, по которой электрик Карл Уэбб оказался на пустынном пляже, заключается в семейной драме, разыгравшейся почти 70 лет назад - Уэбб крепко поссорился с женой и она уехала от него и поселилась на юге Австралии. Но бывший муж вскоре последовал за ней. Не исключено, что Уэбб прибыл в город, чтобы найти сбежавшую супругу.

Ученые вышли на Уэбба не только использовав ДНК, взятую из волос с гипсового слепка мужчины и составив генеалогическое древо, включающее более 4000 человек, "наводкой" на его возможный след стали данные о том, что Карл Уэбб был идентифицирован как человек, у которого отсутствует запись о смерти.

Более того, нашлось объяснение и для имени "T Keane", которое было напечатано на галстуке мужчины из Сомертона.

Оказалось, что у Карла Уэбба был шурин по имени Томас Кин, который жил всего в 20 минутах езды от него в Виктории, так что обнаруженный предметы одежды с именем могли быть просто вещами шурина.

Теперь ученые собираются провести подробную токсикологическую экспертизу, используя доступные новейшие методики - ведь для полного завершения надо не только узнать кто, но и как. А если получится установить и это, можно будет строить версии о причинах и участниках произошедшей трагедии - все равно все участники этой истории если и будут судимы, то совсем другим судом...

НепоДзензурное традиционно тут:

https://vk.com/public199851025

или тут

https://old-venefica.livejournal.com/

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях.