Пока шли коалициионные игры военные события развивались своим чередом.
Весной 1807г. начался второй этап войны. Существенно пополнив свои силы,обе армии продолжали избранную ими ещё в самом начале войны стратегию. Наполеон стремился к генеральному сражению, пытаясь одновременно выйти на коммуникации русской армии, отрезать ей путь отступления в Россию или занять базы снабжения в Восточной Пруссии. Беннигсен с успехом противостоял замыслам противника. Так продолжалась до 14 июля 1807 года.
Состоявшейся в этот день Фридландское сражение очень широко известно в военной истории. Но это сражение стало переломным в ходе войны и потому нуждается в дополнительном его рассмотрении. Дело не только в том,что русская армия потерпела поражение, вслед за чем вскоре последовал Тильзитский (ныне город Советск) мир.
Двигаясь по правому берегу долины реки Алле (ныне река Лава) к Фридланду (Правдинск),численно уступая армии Наполеона,русская армия стремилась задержать и измотать французские войска. О генеральном сражении речи не шло. Как вспоминал впоследствии Беннигсен "Из сделанного мною изменении в пути моего движения от Бартенштейна, через Шиппенбейль и Фридланд, единственно сохранить р. Алле, как преграду между мною и неприятельской армией, можно уже убедиться в моей твёрдой решимости держаться строго обещания,данного мною великому князю Константину Павловичу, после сражения в Гейльсберге, избегать всякого столкновения с неприятелем. "
Однако к лету стратегические установки на ведение войны потерпели существенные изменения. Наполеон прекрасно понял,что Кенигсберг стал главной базой снабжения русской армии и любой ценой стремился попасть туда. Беннигсен же в этих условиях должен был или прикрывать Кенигсберг, а отступая к городу, он рисковал быть заблокированным на Земландском полуострове, или двигаться к своей границе, откуда должны были подойти резервы, но в таком случае лишиться базы снабжения. В общем задача не имела решения-генеральное сражение в любом случае должно было состояться.
Настроение полководца, как правило передаётся войскам. Следовательно армия тоже не ждала,а значит и не готовилась к сражению. Естественно, психологически ожидать успеха не приходилось.
Единственное что мог сделать Беннигсен в таких условиях, это продолжать параллельное движение с войсками Наполеона до какой-то поворотной точки,после которой предстояло принимать окончательное решение. Движение сохраняло угрозу флангово удара,а поворотной точкой в любом случае должен был стать Фридланд. И решилось, трагично и нелепо.
Итак, как мы видим, замысла на решительное сражение у главнокомандующего русской армии не было. Тогда что же заставило его с большей частью своих сил перейти на левый берег р.Алле?
Беннигсен оправдывает свои действия необходимостью дать войскам отдых после изнурительных многодневных маршей, и поэтому мол он не вёл весь день 14 июня активных боевых действий. Михайловский-Данилевский, со ссылкой на очевидцев, сообщает о болезни главнокомандующего и не возможности найти на правом берегу р.Алле подходящего для ночлега места,а потому и потребовалась переправа. Кстати ссылка на болезнь вполне оправдана, так как тот же А. Ермолаев отмечает, что Беннигсен был болен ещё в начале сражения.
По поводу дня отдыха для войск надо согласиться с мнением с О. Леттова-Форбека,который отмечает, что в схожих условиях для обеспечения войскам отдыха от противника отгораживаются не войсками, а именно естественными преградами, имея в виду р.Алле.
Продолжение следует....
Если понравилась статья ставь лайк и подписывайся,будет ещё много чего интересного.