Краудфандинг — популярный способ сбора денег в интернете. Когда у вас есть классная идея проекта, вы можете пригласить других пожертвовать на него. Взамен вы предлагаете подарки. Мы поговорили с блогерами Дзена архитектором Дмитрием Козловым @fartart_and_idacha и поэтессой Алие Кендже-Али о том, как запустить краудфандинг с нуля, какие нюансы нужно учесть.
Определитесь с целью сбора
Краудфандинг помогает собирать деньги на разные проекты: от тиража книги до благоустройства двора. Например, Дмитрий решил установить площадку для игры в морской бой под окнами отделения гематологии и химиотерапии Российской детской клинической больницы в Москве.
Дмитрий Козлов, архитектор, автор блога «Архитектурные истории»: Когда я впервые побывал во дворе РДКБ, он мне не понравился — детям было практически негде играть. Идея для благоустройства пришла сама по себе: специально для двора своего дома я делал морской бой, но попроще. Дети любят с ним играть, поэтому решил сделать похожий у больницы.
Вторая наша героиня, Алие, с детства пишет стихи и много публикуется в соцсетях. Недавно она решила опубликовать собственный сборник — это показалось ей логичным завершением целого этапа в творчестве.
Алие Кендже-Али, автор блога: Меня знают в Крыму как крымскотатарского поэта, и приходят послушать мои стихи на поэтических вечерах. Хоть я и не считаю свои произведения идеальными, о книге задумывалась давно. Сначала у меня появился макет с иллюстрациями художницы Муксум Шерфедин — я вдохновилась и решила замахнуться на тираж.
Выберите площадку для краудфандинга
Чтобы не оставлять в интернете данные своей карты, лучше запустить официальный сбор на платформе для краудфандинга. Самые популярные сервисы в России — это Planeta.ru и Boomstarter.
Дмитрий Козлов: Я внимательно изучал условия на этих двух площадках. У Boomstarter они были выгоднее — запуск проекта был платным, зато без комиссии сервису. Оставалось отдать 3,5% платежной системе и 13% НДФЛ. Но «Планета» была популярнее — в сентябре 2016 года с ее помощью собрали больше одного миллиарда против 379 миллионов у Boomstarter.
Алие попросила помочь с выбором площадки знакомую — руководительницу местного радио. Она посоветовала Timepad, потому что они уже давно сотрудничали с сервисом и знали, что ему можно доверять. За услуги сервиса нужно платить комиссию от 5,5 до 9,5%, а еще налог.
Краудфандинг на Timepad — это не самый обычный способ сбора. Платформа специализируется на организации мероприятий. Но Алие решила устроить сбор средств по принципу предзаказа. Люди жертвуют деньги, на которые Алие будет печатать тираж, а в подарок получают книгу с автографом. На площадке продают билеты — это что-то вроде сертификата, который потом можно обменять на подарок.
Соберите документы и оформите проект
Некоторые площадки могут запросить документы — например, чтобы подтвердить личность. У каждого сервиса разные требования, поэтому лучше заранее ознакомиться с правилами и задать вопрос техподдержке.
Дмитрий Козлов, архитектор, автор блога «Архитектурные истории»: Когда я регистрировал проект на «Планете.ру», у меня запросили официальное подтверждение от РДКБ, что объект действительно установят. Сотрудникам сервиса важно было убедиться, что руководство больницы в курсе, и исключить вероятность мошенничества.
На страницу проекта стоит добавить короткий рассказ о себе: чем занимаетесь, почему решили запустить проект, что в нем будет. Дмитрий сделал визуализацию и рассказал, почему морской бой для РДКБ должен быть под навесом и на фундаменте. А Алие сфотографировала книгу и написала аннотацию на Timepad.
В отличие от госзаказов, на платформах для краудфандинга не обязательно указывать точную смету. Но все-таки стоит расписать, как вы распорядитесь деньгами. Так уровень доверия спонсоров будет выше.
У некоторых сервисов есть кураторы, которые сопровождают сбор и помогают разобраться в деталях. Куратор Дмитрия Анна Мурачковская помогла доработать страницу. Вместо сухого ролика с визуализацией и сметой для описания сняли теплое видео со случайными прохожими около прототипа. Это вызывало больше эмоций у пользователей.
Придумайте вознаграждения для спонсоров
В любом сборе пожертвований есть люди, которые готовы поддержать проект просто так. Например, потому что понравилась идея. Но практика показывает, что участвовать в сборе интереснее, если можно получить что-то взамен. Поэтому большинство сервисов для краудфандинга предлагают придумать подарки для спонсоров.
Основные подарки, которые предлагал спонсорам Дмитрий, — это значки, магниты и футболки с символикой проекта. Но среди них были и необычные варианты. Например, консультация архитектора по строительству каркасных домов, мастер-класс по работе с древесиной и фотосессия на фоне готового проекта в РДКБ.
Заручитесь поддержкой близких
С помощью близких можно оживить сбор в первые дни. Не стесняйтесь просить поддержки: когда одобрение высказывают прямо, это внушает уверенность в своих силах. В краудфандинге даже есть такой термин — Fool’s Friends and Family, дословно — «Семья и друзья „дурака“». Смысл в том, что первое время придется рассчитывать только на близких, пока проект не раскрутится. Дмитрий знал, что у сбора больше шансов на успех, если в первые дни его поддержит много людей, поэтому сразу после старта разослал более 50 сообщений знакомым с просьбой помочь.
Дмитрий Козлов, архитектор, автор блога «Архитектурные истории»: Я запустил сбор за пару дней до своего дня рождения и сразу решил привлекать первые деньги в качестве подарка. Всем, кто отправлял мне дежурные поздравления, я отвечал ссылкой, которая вела на проект. Думаю, план сработал.
Расскажите везде о своем проекте
Обычно новые проекты размещаются на главной странице краудфандинговой платформы. Но со временем их вытесняют другие. Даже если у сервиса широкая аудитория, сбор может затеряться, и тогда о нем никто не узнает. Поэтому всегда полезно размещать ссылки в соцсетях, в блоге, например в Дзене (например, так). Помимо своих каналов, Алие и Дмитрий размещали информацию о проектах в соцсетях.
Блогеры продвигались и другими способами. Например, Алие с пиаром помогало местное радио, газеты и другие медиа.
Дмитрий пробовал офлайн-продвижение — напечатал тираж листовок, значков и магнитов, положил в конверты и раскидал по почтовым ящикам в своем подъезде. Но это оказалось неэффективно: соседи просто не заметили конверт среди другого спама.
Помните о том, что могут быть сложности
Стоит заранее подумать, может ли что-то в проекте пойти не так, а потом подстелить соломки. Вот несколько проблем, с которыми столкнулись герои:
- Не везде удавалось продвигать сбор. Из-за того, что некоторые соцсети сейчас считаются запрещенными, многие туда просто не заходят. Алие говорит, что, если не постить информацию везде, часть аудитории может даже не узнать, что сбор идет.
- Спонсорам было сложно оформить пожертвование. Алие хотели поддержать пожилые люди, но им было непонятно, куда нажимать на Timepad. Поэтому приходилось принимать деньги на свою карту, делать заказ самой, а потом отправлять людям чеки, чтобы все было честно.
- Ломался компьютер. Незадолго до запуска проекта у Дмитрия сначала сломался стационарный компьютер, потом ноутбук. Но удалось починить все быстро и продолжить подготовку.
- Не открывался сайт краудфандинговой платформы. Первые дни после начала сбора у Дмитрия не открывался сайт «Планеты.ру». Кроме того, не работала статистика. Поэтому даже тем, кто хотел поддержать проект, не удавалось это сделать — донатов не было 10 дней.
У Дмитрия сбор уже завершен. На «Планете.ру» не удалось собрать всю сумму, поэтому часть пожертвований Дмитрий принимал лично. Сам морской бой уже давно готов и радует пациентов больницы.
У Алие сбор еще идет. Она планирует собрать 200 000 рублей, и около 30% этой суммы уже есть.