Недавно, когда пришлось столкнуться с непобедимой бюрократией, которая была неотъемлемой частью моей работы, я приняла решение исследовать работу государственных учреждений, чтобы объективно оценить полезность их деятельности для граждан Нашей Страны. С 2021 года, аттестацию медицинской деятельности якобы упростили, и сделали доступной. С проверки этого сегмента я и начала свой тест-драйв системы, чтобы потом написать свое мнение, оценить модернизацию, и поделиться лайфхаками. До 2021 года, медработники 1 раз в 5 лет проходили процедуру периодической аттестации, которая позволяла получить допуск к профессиональной деятельности на следующие 5 лет. То есть каждые 5 лет нужно было подтверждать, что ты медик, а не велосипед, к примеру. Это мероприятие проводило образовательное учреждение, как правило, отдел кадров следил за соблюдение сроков. Сертификация была бесплатной, работодателем выдавались документы, которые назывались «путевка», то есть направление в определенное медицинское образовательное учреждение, с указанием конкретной даты и количества часов. Сам процесс состоял в том, что сначала проходило обучения, которое продолжалось около месяца, а по его окончанию медработники сдавали экзамен, после чего выдавался сертификат специалиста, позволяющий вести профессиональную деятельность следующую пятилетку. И хочу сказать, Дамы и Господа, проблем мы не знали никаких. Всю необходимую документацию готовили кадры, программа обучения также была сформирована, оставалось только обновить знания, и подтвердить их своими мозгами. Но в 2016 году очень добрые люди, которые считали, что все это слишком «муторно», а на дворе то 21 век, поэтому стоит «облегчить» нам жизнь. И вот создали они электронную образовательную среду. Наверное, в связи с тем, что сейчас время технологий и глобальной цифровизации всего, людям, которые создали этот проект, показалось, что это мега-адекватная идея, которая облегчит бюрократические проволочки и улучшит качество образования медицинских работников. Суть изменений состояла в том, что в течении 5 лет, на этом образовательном портале сотрудник должен набрать 250 баллов, после чего он будет допущен к аккредитации, которая тоже проходит дистанционно.
При соблюдении всех требований, описанных в приказе, человеку остаётся только направить пакет документов, указанный в перечне, на электронную почту специализированного аккредитационного центра, причем практически все документы должен подготовить отдел кадров. Изначально этот проект был задуман, как эксперимент, но в 2019 году стартовал проект Национальное Здравоохранение. Целями этого проекта являются:
1)Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами.
2)Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ).
Но….. как всегда бывает в Нашей Стране, что-то явно пошло не так. Я конечно решила завязать с медициной, но так как в 2021 году мой сертификат специалиста закончился, все равно нужно было проходить эту процедуру, чтобы не потерять профессию вообще, вдруг я передумаю через некоторое время. Пройдя все эти круги бюрократического ада, я решила написать эту заметку, и рассказать о ловушках и лайфхаках.
Начну с самого начала. Первое нововведение – это виртуальная образовательная среда, причем доступ на портал возможен не только через сайт, но и через приложение для смартфонов. На самом деле, это достаточно удобно, но только не для медработников в возрасте. К сожалению очень многие из них плохо владеют компьютером, и выполнение заданий в этой программе для этих людей является затруднительным. Думаю, в ближайшем будущем все эти нюансы скорректируются, но на данный момент эта проблема достаточно актуальна. Суть обучения в виртуальной среде заключается в следующем: в течение 5 лет специалисту необходимо набрать 250 баллов. Набрать их можно различными способами:
1) Изучение образовательных интерактивных модулей, и прохождение итогового тестирования в конце (это бесплатный вариант набора баллов, но таких модулей недостаточно и за их выполнение дают минимальное количество баллов 1-2.).
2) Изучение циклов, которые состоят из нескольких модулей и бывают как очные, так и дистанционные (Эти циклы бывают бесплатными и платными. Чтобы записаться на бесплатный курс, необходимо подписанное руководителем направление, гарантирующее, что данная учеба будет оплачена работодателем, что является несколько затруднительным. По этому, многие из моих коллег, в этом году, просто эти циклы покупали за свои деньги. Один такой цикл дает около 36 баллов, стоимость 7000-10000. То есть, по факту сотрудник получает образование за свой счет.).
3) Очное обучение по специальности, позволяющее набрать сразу 144 балла (на него медработник получает такую-же путевку, как и до внедрения нововведений, необходимые документы готовит отдел кадров. Само обучение проходит в образовательном медицинском учреждении, длится около месяца, единственное отличие в том, что по его окончании не проводится контрольный экзамен).
В 2021-2022 году среднему медицинскому персоналу разрешили пройти аккредитацию, имея только 144 балла на портале НМО. Со следующего года необходимо будет набрать все 250.
Следующим этапом является подача необходимого пакета документов, регламентированного приказом №66н. Помимо стандартного пакета документов (все необходимые копии дипломов, сертификатов, базовых документов, трудовая книжка), необходимо еще написать заявление и составить портфолио – отчет за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, который входят сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации. После того, как все необходимые документы готовы, необходимо доставить их в центр аккредитации. Есть три способа доставки документов: по электронной почте, лично, заказным письмом через Почту России. Расскажу о моем опыте подачи документов в конце 2021 года. В декабре месяце я подала документы, соответственно перечню, используя при этом два способа доставки: по электронной почте, привезла лично в аккредитационный центр. Так получилось, что в январе мне пришлось уволиться с работы, и до июня месяца я не интересовалась статусом моего допуска, так как все мои коллеги, используя мой образец портфолио, успешно были аккредитованы. В самом начале лета, решив все возникшие проблемы, я решила искать работу, и уже на первом собеседовании, проверив информацию на портале Госуслуг (у медиков этот сертификат теперь загружается в их базу), мне сказали, что без сертификации я работать не смогу. Когда я начала выяснять причину, по которой мне не удалось пройти процедуру аккредитации, оказалось, что в моем пакете документов не хватало заявления, так как приказ обновили в феврале, и теперь в тот перечень входит еще и оно. Попытавшись разобраться в том, где именно произошла заминка, и что делать теперь, оказалось, что в марте мне пришло письмо из центра, в котором говорилось про то, что не хватает данного заявления, но это письмо ушло в спам.. Я была крайне удивлена сложившейся ситуации, потому что документы я подавала в декабре! «И что же теперь делать?» - подумала я, отправив повторно пакет документов по электронной почте, и не получив ответа, попыталась дозвониться по телефону, который указан на официальном сайте данной организации. Мои тщетные попытки выйти на связь с аккредитационным центром, продолжавшиеся два дня, успехом не увенчались. Распечатав все документы, я решила отвезти их лично. На сайте указан режим работы: с 10-12 и с 14-16 (я так понимаю с 12-14 у сотрудников обед), с понедельника по пятницу. Приехав в пятницу в 14 часов, я наткнулась на объявление о том, что этот день нерабочий. Потеряв практически неделю, я вновь отправилась туда в понедельник, и, зайдя внутрь, увидела окно, в за которым сидела девушка принимающая документы. «Добрый день, подскажите, где я могу подать документы на аккредитацию?» - спросила я. «Вы можете подать их мне. У вас заявление есть?» - ответила она. «Да, конечно, сверху лежит. А вы не могли бы проверить все ли правильно? А то я не могу устроиться на работу.» - попросила я девушку. «Я проверяю только наличие заявления, все остальные документы смотрят другие сотрудники.» - получила я в ответ. «А где же я могу уточнить сроки проведения процедуры, и правильность подачи? В прошлый раз, письмо от вашей организации пришло только через три месяца после подачи, и к тому же ушло в спам.» - вновь попыталась выяснить я. «Я не знаю, на сайте есть телефон» - завершила наш разговор девушка. «Туда невозможно дозвониться!» - сказала я напоследок, в ответ девушка просто пожала плечами, и продолжила работать. По прошествии двух дней, мне на электронную почту пришло письмо, в котором говорилось, что мои документы приняты. Мне остается только ждать ответа, сроки проведения аккредитации я не знаю, и по факту работать пока не могу. Опросив своих коллег, с целью узнать хотя бы приблизительный временной интервал, я выяснила, что может дойти и до полугода, так как медиков очень много, а также часто документы там просто теряют. Моя знакомая возила их в промежутке с октября по январь, и каждый раз что-то было утеряно.
С 2020 года процедуру аккредитации проводят без тестирования, оценивают только портфолио и соответствие всех необходимых документов. Перед тем, как подать документы повторно, я решила изучить критерии к написанию портфолио-отчета, чтобы сделать его правильно. В интернете есть образец, по которому я составила документ заново. Пытаясь его найти, я наткнулась на множество сайтов, предлагающих услуги по правильному сбору документов и составлению портфолио, стоимостью около 15000 рублей (видимо есть спрос). Думаю что, как раз контингент специалистов, плохо владеющий ПК будет являться их основной аудиторией.
Подведем итоги, оценив все плюсы и минусы введения процедуры обязательной аккредитации медицинских работников, направленной на упрощение оценки качества знаний, повышение качества образования специалистов. В Нашей Стране внедрили уже очень много нужных, а самое главное работающих программ, которые значительно облегчают бюрократию (Госуслуги, МОСру, ЕМИАС и т д.). Хочу выразить свое субъективное мнение, сказав, что сама эта идея очень перспективна и действительно несет в себе много чего полезного и не очень: 1) Качество образования. Плюсы: разнообразие программ, доступность дополнительной информации, использование современных средств коммуникации. Минусы: обучение по образовательным модулям проходит без отрыва от работы; само образование становится платным (компенсацию обеспечивает далеко не каждая медицинская организация); все еще существует достаточно большой контингент людей, не дружащий с компьютером или банально не имеющим интернета?
2) Упразднение бюрократии. Плюсы: пока не увидела, так как все стало намного сложнее, а из-за отсутствия обратной связи, процедура аккредитации пролонгируется на непонятно какой срок. Минусы: описаны мною в плюсах.
3) Доступность. Плюсы: дистанционное обучение позволяет получать образование, не отрываясь от работы и иных дел, для посещения учебного центра; сокращение сроков обучения и получения документов об образовании, не беспокоясь о том, что можете не успеть к нужному вам сроку. Минусы: отсутствие средств коммуникации у большого количества людей, отсутствие времени на обучение, так как медики в Нашей Стране работают всегда.
4) Оптимизация образовательных ресурсов. Плюсы и минусы еще не исследованы, так как должно пройти некоторое время, после которого можно будет оценить качество непрерывного медицинского образования, и компетентность специалистов.
Напоследок хочу добавить, что данная программа является достаточно молодой, по факту она начала действовать только в 2021 году, поэтому на данный момент существует некоторая неразбериха. Вопросов у представителей медицинского сообщества относительно того, как новые правила будут претворяться в жизнь, пока остается очень много. Будем надеяться, что в будущем все неудобные факторы будут учтены, и в перспективе, программа будет работать как и должна, облегчая жизнь всем медикам в Нашей Стране. Недавно, когда пришлось столкнуться с непобедимой бюрократией, которая была неотъемлемой частью моей работы, я приняла решение исследовать работу государственных учреждений, чтобы объективно оценить полезность их деятельности для граждан Нашей Страны. С 2021 года, аттестацию медицинской деятельности якобы упростили, и сделали доступной. С проверки этого сегмента я и начала свой тест-драйв системы, чтобы потом написать свое мнение, оценить модернизацию, и поделиться лайфхаками. До 2021 года, медработники 1 раз в 5 лет проходили процедуру периодической аттестации, которая позволяла получить допуск к профессиональной деятельности на следующие 5 лет. То есть каждые 5 лет нужно было подтверждать, что ты медик, а не велосипед, к примеру.
Это мероприятие проводило образовательное учреждение, как правило, отдел кадров следил за соблюдение сроков. Сертификация была бесплатной, работодателем выдавались документы, которые назывались «путевка», то есть направление в определенное медицинское образовательное учреждение, с указанием конкретной даты и количества часов. Сам процесс состоял в том, что сначала проходило обучения, которое продолжалось около месяца, а по его окончанию медработники сдавали экзамен, после чего выдавался сертификат специалиста, позволяющий вести профессиональную деятельность следующую пятилетку. И хочу сказать, Дамы и Господа, проблем мы не знали никаких. Всю необходимую документацию готовили кадры, программа обучения также была сформирована, оставалось только обновить знания, и подтвердить их своими мозгами. Но в 2016 году очень добрые люди, которые считали, что все это слишком «муторно», а на дворе то 21 век, поэтому стоит «облегчить» нам жизнь. И вот создали они электронную образовательную среду. Наверное, в связи с тем, что сейчас время технологий и глобальной цифровизации всего, людям, которые создали этот проект, показалось, что это мега-адекватная идея, которая облегчит бюрократические проволочки и улучшит качество образования медицинских работников. Суть изменений состояла в том, что в течении 5 лет, на этом образовательном портале сотрудник должен набрать 250 баллов, после чего он будет допущен к аккредитации, которая тоже проходит дистанционно.
При соблюдении всех требований, описанных в приказе, человеку остаётся только направить пакет документов, указанный в перечне, на электронную почту специализированного аккредитационного центра, причем практически все документы должен подготовить отдел кадров. Изначально этот проект был задуман, как эксперимент, но в 2019 году стартовал проект Национальное Здравоохранение. Целями этого проекта являются:
1)Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами.
2)Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ).
Но….. как всегда бывает в Нашей Стране, что-то явно пошло не так. Я конечно решила завязать с медициной, но так как в 2021 году мой сертификат специалиста закончился, все равно нужно было проходить эту процедуру, чтобы не потерять профессию вообще, вдруг я передумаю через некоторое время. Пройдя все эти круги бюрократического ада, я решила написать эту заметку, и рассказать о ловушках и лайфхаках.
Начну с самого начала. Первое нововведение – это виртуальная образовательная среда, причем доступ на портал возможен не только через сайт, но и через приложение для смартфонов. На самом деле, это достаточно удобно, но только не для медработников в возрасте. К сожалению очень многие из них плохо владеют компьютером, и выполнение заданий в этой программе для этих людей является затруднительным. Думаю, в ближайшем будущем все эти нюансы скорректируются, но на данный момент эта проблема достаточно актуальна. Суть обучения в виртуальной среде заключается в следующем: в течение 5 лет специалисту необходимо набрать 250 баллов. Набрать их можно различными способами:
1) Изучение образовательных интерактивных модулей, и прохождение итогового тестирования в конце (это бесплатный вариант набора баллов, но таких модулей недостаточно и за их выполнение дают минимальное количество баллов 1-2.).
2) Изучение циклов, которые состоят из нескольких модулей и бывают как очные, так и дистанционные (Эти циклы бывают бесплатными и платными. Чтобы записаться на бесплатный курс, необходимо подписанное руководителем направление, гарантирующее, что данная учеба будет оплачена работодателем, что является несколько затруднительным. По этому, многие из моих коллег, в этом году, просто эти циклы покупали за свои деньги. Один такой цикл дает около 36 баллов, стоимость 7000-10000. То есть, по факту сотрудник получает образование за свой счет.).
3) Очное обучение по специальности, позволяющее набрать сразу 144 балла (на него медработник получает такую-же путевку, как и до внедрения нововведений, необходимые документы готовит отдел кадров. Само обучение проходит в образовательном медицинском учреждении, длится около месяца, единственное отличие в том, что по его окончании не проводится контрольный экзамен).
В 2021-2022 году среднему медицинскому персоналу разрешили пройти аккредитацию, имея только 144 балла на портале НМО. Со следующего года необходимо будет набрать все 250.
Следующим этапом является подача необходимого пакета документов, регламентированного приказом №66н. Помимо стандартного пакета документов (все необходимые копии дипломов, сертификатов, базовых документов, трудовая книжка), необходимо еще написать заявление и составить портфолио – отчет за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, который входят сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации. После того, как все необходимые документы готовы, необходимо доставить их в центр аккредитации. Есть три способа доставки документов: по электронной почте, лично, заказным письмом через Почту России. Расскажу о моем опыте подачи документов в конце 2021 года. В декабре месяце я подала документы, соответственно перечню, используя при этом два способа доставки: по электронной почте, привезла лично в аккредитационный центр. Так получилось, что в январе мне пришлось уволиться с работы, и до июня месяца я не интересовалась статусом моего допуска, так как все мои коллеги, используя мой образец портфолио, успешно были аккредитованы. В самом начале лета, решив все возникшие проблемы, я решила искать работу, и уже на первом собеседовании, проверив информацию на портале Госуслуг (у медиков этот сертификат теперь загружается в их базу), мне сказали, что без сертификации я работать не смогу. Когда я начала выяснять причину, по которой мне не удалось пройти процедуру аккредитации, оказалось, что в моем пакете документов не хватало заявления, так как приказ обновили в феврале, и теперь в тот перечень входит еще и оно. Попытавшись разобраться в том, где именно произошла заминка, и что делать теперь, оказалось, что в марте мне пришло письмо из центра, в котором говорилось про то, что не хватает данного заявления, но это письмо ушло в спам.. Я была крайне удивлена сложившейся ситуации, потому что документы я подавала в декабре! «И что же теперь делать?» - подумала я, отправив повторно пакет документов по электронной почте, и не получив ответа, попыталась дозвониться по телефону, который указан на официальном сайте данной организации. Мои тщетные попытки выйти на связь с аккредитационным центром, продолжавшиеся два дня, успехом не увенчались. Распечатав все документы, я решила отвезти их лично. На сайте указан режим работы: с 10-12 и с 14-16 (я так понимаю с 12-14 у сотрудников обед), с понедельника по пятницу. Приехав в пятницу в 14 часов, я наткнулась на объявление о том, что этот день нерабочий. Потеряв практически неделю, я вновь отправилась туда в понедельник, и, зайдя внутрь, увидела окно, в за которым сидела девушка принимающая документы. «Добрый день, подскажите, где я могу подать документы на аккредитацию?» - спросила я. «Вы можете подать их мне. У вас заявление есть?» - ответила она. «Да, конечно, сверху лежит. А вы не могли бы проверить все ли правильно? А то я не могу устроиться на работу.» - попросила я девушку. «Я проверяю только наличие заявления, все остальные документы смотрят другие сотрудники.» - получила я в ответ. «А где же я могу уточнить сроки проведения процедуры, и правильность подачи? В прошлый раз, письмо от вашей организации пришло только через три месяца после подачи, и к тому же ушло в спам.» - вновь попыталась выяснить я. «Я не знаю, на сайте есть телефон» - завершила наш разговор девушка. «Туда невозможно дозвониться!» - сказала я напоследок, в ответ девушка просто пожала плечами, и продолжила работать. По прошествии двух дней, мне на электронную почту пришло письмо, в котором говорилось, что мои документы приняты. Мне остается только ждать ответа, сроки проведения аккредитации я не знаю, и по факту работать пока не могу. Опросив своих коллег, с целью узнать хотя бы приблизительный временной интервал, я выяснила, что может дойти и до полугода, так как медиков очень много, а также часто документы там просто теряют. Моя знакомая возила их в промежутке с октября по январь, и каждый раз что-то было утеряно.
С 2020 года процедуру аккредитации проводят без тестирования, оценивают только портфолио и соответствие всех необходимых документов. Перед тем, как подать документы повторно, я решила изучить критерии к написанию портфолио-отчета, чтобы сделать его правильно. В интернете есть образец, по которому я составила документ заново. Пытаясь его найти, я наткнулась на множество сайтов, предлагающих услуги по правильному сбору документов и составлению портфолио, стоимостью около 15000 рублей (видимо есть спрос). Думаю что, как раз контингент специалистов, плохо владеющий ПК будет являться их основной аудиторией.
Подведем итоги, оценив все плюсы и минусы введения процедуры обязательной аккредитации медицинских работников, направленной на упрощение оценки качества знаний, повышение качества образования специалистов. В Нашей Стране внедрили уже очень много нужных, а самое главное работающих программ, которые значительно облегчают бюрократию (Госуслуги, МОСру, ЕМИАС и т д.). Хочу выразить свое субъективное мнение, сказав, что сама эта идея очень перспективна и действительно несет в себе много чего полезного и не очень: 1) Качество образования. Плюсы: разнообразие программ, доступность дополнительной информации, использование современных средств коммуникации. Минусы: обучение по образовательным модулям проходит без отрыва от работы; само образование становится платным (компенсацию обеспечивает далеко не каждая медицинская организация); все еще существует достаточно большой контингент людей, не дружащий с компьютером или банально не имеющим интернета?
2) Упразднение бюрократии. Плюсы: пока не увидела, так как все стало намного сложнее, а из-за отсутствия обратной связи, процедура аккредитации пролонгируется на непонятно какой срок. Минусы: описаны мною в плюсах.
3) Доступность. Плюсы: дистанционное обучение позволяет получать образование, не отрываясь от работы и иных дел, для посещения учебного центра; сокращение сроков обучения и получения документов об образовании, не беспокоясь о том, что можете не успеть к нужному вам сроку. Минусы: отсутствие средств коммуникации у большого количества людей, отсутствие времени на обучение, так как медики в Нашей Стране работают всегда.
4) Оптимизация образовательных ресурсов. Плюсы и минусы еще не исследованы, так как должно пройти некоторое время, после которого можно будет оценить качество непрерывного медицинского образования, и компетентность специалистов.
Напоследок хочу добавить, что данная программа является достаточно молодой, по факту она начала действовать только в 2021 году, поэтому на данный момент существует некоторая неразбериха. Вопросов у представителей медицинского сообщества относительно того, как новые правила будут претворяться в жизнь, пока остается очень много. Будем надеяться, что в будущем все неудобные факторы будут учтены, и в перспективе, программа будет работать как и должна, облегчая жизнь всем медикам в Нашей Стране.