Когда на зимний период закрыта навигация и корабли с катерами находятся в консервации, то чем занимается личный состав? Правильно. Личный состав не только несёт наряды и выполнение хозработ, но и занимается боевой подготовкой, в которую включены занятия по специальности.
В одной морской северо-западной пограничной бригаде, как и везде, тоже однажды прошли занятия по специальности мотористов и корабельных электриков. Занятия проводил офицер электромеханического отдела части, назовём его Алексей Иванович. Он очень уважаемый и грамотный офицер в части, успел послужить на Дальнем Востоке и на севере на разных проектах ПСКР. В судоремонте и ремонте электромеханики человек от бога. Согласно плана ему нужно было провести занятие по специальности.
И вот заходит в класс ЭМС (электромеханической службы) Алексей Иванович с учебными пособиями под мышкой. А если точнее, то с наглядными плакатами, где были нарисованы схемы разборки дизелей проектов ПСКР данной части.
Всё дело в том, что молодое пополнение, прибывшее из учебки, имеют знание и навыки на уровне чистого листа бумаги. То есть полный ноль. Потому и надо, пока есть время, вложить в головы молодых матросов элементарные знания.
- Класс смирно! Товарищ капитан 3-го ранга, личный состав в количестве 32-х человек построен, командир отделения мотористов ПСКА номер старшина 2-й статьи Булкин.
- Вольно. Садитесь. - Алексей Иванович открыл журнал и сделал перекличку личного состава, а потом раскрыл свои конспекты и нашёл записи согласно плана.
- Товарищи матросы, сегодня тема наших занятий очень обширная. Сначала начнём с мелкого ремонта и обслуживания дизелей "номер-классификация", а вторая часть занятий борьба за живучесть по борьбе с пожарами на корабле.
Алексей Иванович как всегда начал громко и чётко рассказывать о классификации дизелей, не пропуская мелочей. Матросы слушали с огромным интересом. Потом он перешёл к теме мелкого ремонта дизелей.
- И вот смотрите на плакате, вот, вот этот насос, и рядом вот эта загогулина. Видите? Вот эту загогулину для настройки вот этого насоса нужно провернуть в ту или иную сторону спецключём. - в этот момент потянул руку один из матросов.
- Товарищ капитан 3-го ранга, матрос Весёлкин. А вы можете показать этот спецключ? Всмысле, как он выглядит? - Алексей Иванович замялся.
- Кхм-кхм. Видите-ли, начальник класса в отпуске. Возможно у него и есть этот спецключ, но на ваших кораблях и катерах его нет и не будет. К тому же у меня встречный вопрос. А если этого спецключа нет, а ремонт нужно произвести. Что будете делать? - матрос пожал плечами, мол не знает. Алексей Иванович широко улыбнулся.
- Нужно в таких случаях проявлять смекалку. Вот посмотрите на эти шлицы. Видите? Если нет этого спецключа, то можно использовать и отвёртку, ковыряя в ту или иную сторону. Весёлкин, не надо умничать, садитесь. - и Алексей Иванович продолжил рассказывать дальше про мелкий ремонт дизелей.
- Вот смотрите вот на этот агрегат. Видите? Так для ремонта его сначала нужно снять, и для начала открутить вот этот болт специальным съёмником - что опять Весёлкин?
- Товарищ капитан 3-го ранга, а что за съёмник? Как он выглядит, и как его использовать? - Алексей Иванович впервые увидел такого любознательного и одновременно настырного матроса. Всегда всем было по барабану, а тут вопросы, к тому же ещё и неудобные. Но отвечать надо.
- Весёлкин, я уже говорил, что начальник класса в отпуске. И у вас всё-равно этого съёмника на корабле нет и не будет. Но есть и альтернативный подход. Если вдруг возникнет необходимость, то можно воспользоваться и пассатижами. Вот видишь, вот за эту штуку зацепил, а потом крути. Главное крепче надо держать пассатижи. Уяснил? - матрос утвердительно кивнул головой. И офицер продолжил тему, которая уже больше касалась корабельных электриков.
- Корабль, это объект повышенной опасности, запомните. И заземление электроприборов играет очень важную роль в безопасности личного состава. Из-за плохого заземления по войскам приходят сводки о сотнях электротравм, а то к великому сожалению бывают и летальные исходы. Нужно к этому отнестись очень серьёзно. Я постоянно проверяю заземления на кораблях и катерах. Старослужащие меня хорошо знают. - Контрактник Булкин согласно кивнул головой.
- И что я вижу при проверках? То сечение заземлительного провода не то, то вообще отсутствуют клемы, а провода пальчиками накручены на болты. Безобразие! Заземлительный провод обязательно должен быть в клеме надёжно запресован и крепко закручен. Что опять хотите спросить, Весёлкин?
- Товарищ капитан 3-го ранга, а в части есть тот самый запресовыватель?
- Да, есть. Но он сейчас находится в гараже у начальника берегового камбуза. Весёлкин, вроде вижу я, что парень ты шустрый и сообразительный, но всё меня допекаешь глупыми вопросами. Ответь, ты знаешь, что делает запресовыватель?
- Так точно. Значит вставляешь провод в клему и сильно нажимаешь на рычаг. В итоге клема намертво зажимает провод.
- Правильно, садись. И тебе Весёлкин, и всем сразу объясняю. Если нет запресовывателя, то зубило и молоток вам в помощь. Получится хоть и по варварски, но не менее надёжно. Поняли? - матросы согласно закивали головами.
- А теперь мы поговорим о борьбе за живучесть, а точнее борьбе с огнём. - Алексей Иванович начал рассказывать основные правила безопасности, какие есть первичные средства по борьбе с огнём. Но вроде в начале занятий такой активный матрос Весёлкин вдруг потерял интерес к занятию, и начал тихо разговаривать с сослуживцем.
- Вот на плакате вы видите так называемый РПНМ-У. Откройте свои тетради, и запишите расшифровку этой абвериатуры. Значит это Ручной Пожарный Насос Морской тире Универсальный. Записали? - матросы согласно закивали головами, а Весёлкин так увлёкся разговором, что даже не обратил внимания на вопрос офицера.
Занятие стало подходить к завершению. И конечно же надо было задать контрольные вопросы, чтобы убедиться, что личный состав усвоил материал. Он задал несколько вопросов, на что матросы очень чётко отвечали, и это радовало Алексея Ивановича. В конце офицер поднял того самого, матроса Весёлкина.
- Весёлкин, как самому активному участнику этого занятия последний вопрос. Что такое РПНМ-У? Как расшифровывается эта абвериатура? Все сделали записи в тетрадях по специальности. Я надеюсь, что у тебя тоже это записано. Я жду ответа.
Весёлкин посмотрел в свою тетрадь, где были нарисованы всяческие рожицы и карикатура на Алексея Ивановича. Но нужная запись напрочь отсутствовала.
- Ну же. Чего молчишь? Отвечай. - делая строгое лицо, потребовал офицер. Весёлкин начал идти логическим путём. "Н" - значит насос, "Р" - значит ручной. А дальше что-то не складывается.
- Нууууу, значит, "Р" - это ручной.
- Да, правильно, дальше.
- "Н" - это самое, значит насос.
- Логично. Все уже поняли, что насос, а не ***сос. Давай называй полностью. Что ты цедишь в час по чайной ложке.
Весёлкин решил идти ва-банк. И буквально на одном дыхании выпалил.
- Ручной Пневматический Насос Механический тире Учебный.....
Большое спасибо за прочтение. Если понравилось, то ставьте лайки. Пишите комментарии.
#сатира и юмор #рассказы пограничника #яндекс #морчасти погранвойск #погранвойска #псков