Как легко заметить, автор не злоупотребляет навязыванием потенциальным читателям своего «непросвещенного» мнения относительно появления и эволюции коридора и его родственников. Мы всего лишь пытаемся порассуждать на эту тему, в контексте того, как предмет нашего исследования (являющийся крохотной частичкой огромной архитектуры) отражен в смежных областях знания. Мы очень коротко пробежались по истории коридоров в жилых и нежилых помещениях, вплоть до нынешних времен, с привлечением максимального количества доступных источников информации. В первую очередь, конечно, мы интересовались мнением профессионалов.
В частности, в статье Л.Н.Даняевой и Д.А.Крайновой «Архитектурно-композиционное и типологическое формирование жилых зданий на примере доходных домов середины XIX – XX вв.», НГАСУ, 2020, утверждается:
«Принцип секционной планировки является единственным до нашего времени и ничего нового в планировке квартир с тех пор не изобреталось».
Следует ли понимать это утверждение как конец эволюции или все-таки оно касается лишь размещения «мокрых зон» по вертикали, одна над другой? Да и в этом случае, возможны ли здесь какие-либо новшества? Например, на основе новых технологий и материалов? Может быть, здесь речь идет только о сборном домостроении? Там да, не очень-то можно менять планировку.
Да и закон не позволяет заниматься самовольной перепланировкой в многоквартирных домах. Тем не менее, все мы в России слышали о джакузи в спальне, и о сносе всех стен, включая несущие, в новостройках. Отношение покупателей и диких бригад ремонтников из ближнего зарубежья к строительным нормам в 90-е и начале 2000-х стало пренебрежительным. Главное, чтобы квартиры были как можно больше, чтобы все фантазии воплотить, насколько хватит кошелька. Что касается планировок, то тут на любой вкус. И свободное пространство, где не то что коридоров, но и вообще ничего нет. И раззолоченные анфилады залов. И длинный, петляющий коридор, на который, как бусины, нанизаны комнаты.
Какое жилье нужно сейчас? Самый простой ответ – всякое. Не может быть одинаковым жилье для семьи с детьми, и для холостяка. Приехавшим («понаехавшим») покорять Москву, и пенсионерам, прожившим всю жизнь внутри Бульварного кольца, по-разному живется за МКАДом. Инвесторам, собирающимся сдавать приобретенное жилье в аренду, тоже надо иметь выбор, в зависимости от того, кого они видят своими арендаторами.
В общем и целом, похоже, что непрофессиональные эксперименты с жильем закончились. Люди поняли, что планировки должны быть функциональными, и лучше всего не работать за архитектора, а позволить «специально обученным» людям заранее, на стадии проектирования, предусмотреть логистику и зонирование квартиры. И внутриквартирный коридор в руках архитектора становится, в зависимости от поставленной задачи, средством обеспечения личного пространства членов семьи, или средством коммуникации разновозрастных жильцов, или просто транзитным помещением, обеспечивающим комфортное существование в квартире. Или всем этим вместе.
Серьезно облегчает вопрос планировки жилья технология монолитного домостроения. Полученное свободное пространство внутри квартиры можно кроить, как вздумается, хотя ограничения, конечно, есть.
Сейчас на рынке большое количество предложений о продаже готовых квартир и апартаментов, на любой вкус и для любого покупателя, от 12 до 300 кв.м и больше. Есть, конечно, вопрос географии – новое строительство зачастую ведется в чистом поле, в километрах от города. Выручает аренда – жилье сдается повсеместно. Да и не всегда надо лично являться в офис. У многих рабочие места – рядом с диваном. Включил компьютер – и работай.
А что же делать с тем жильем, которое есть? Самый простой ответ: продать то, которое не подходит, и купить то, которое подходит. А действительно, чего уж проще? Но есть нюанс… продать-то не проблема, вопрос, за сколько. А вот купить… «Съесть-то он съесть, да кто ж ему дасть». Так что за советами – это не к нам. «Думайте сами, решайте сами».
Увлекшись историей развития массового домостроения, мы отвлеклись от того, как живется нынче коридору в административных зданиях, учебных заведениях, торговых учреждениях. Появились ли у него новые функции? Как он видоизменился к текущему моменту?
Вот, к примеру, внутриказарменный коридор в одной из воинских частей Российской армии. Не очень-то похоже на казарму. Да, это казарма кубрикового типа, где в каждой комнате – кубрике – проживают несколько военнослужащих, а не как было раньше – огромное помещение на несколько десятков и сотен солдат. Меняется армия – меняются условия жизни. Казарма становится общежитием, а функции коридора в общежитии нам уже хорошо известны. Кто Вам кажется более неуместным на этом фото – дневальный или уборщица?
А вот это школа в московской Некрасовке, а вовсе не офис международной компании, как можно было бы подумать. Вот только где здесь на фото школьный коридор? Слева, тот, что вдоль? Или тот, что поперек? Оба удовлетворяют классическому определению – на одном этаже и соединяют помещения. И самое главное – здесь полно места для того, чтобы как следует побеситься на перемене, или, говоря официальным языком, для целей рекреации. Обратите внимание, как здесь изящно решен вопрос с естественным освещением – оно здесь сверху.
При проектировании торговых центров самый сложный вопрос для архитектора – понять, чего же хочет заказчик. А поняв, объяснить ему, чего же он хочет на самом деле.
«Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича…» Н.В.Гоголь. «Женитьба», 1833.
Зато какой простор для творчества! И можно использовать все имеющиеся в наличии инструменты, в любом сочетании! В московском ТРЦ «Хорошо!» торговые коридоры, дойдя до атриума, разделяются на торговые галереи. А еще можно к пассажу, как в «Авиапарке», присоединить с обеих сторон неоглядные свободные пространства, на которых арендаторы могут выстраивать любые интерьеры.
Фантазия одних людей, подпитываемая желанием заработать на естественных потребностях других людей, поистине не имеет границ. Кто бы мог подумать, что пассажиров в аэропорту, можно сдавать в ожидании рейса, как багаж, в камеру хранения? А ведь додумались – такая штука называется капсульный отель. И, как видите, наш старый добрый коридор, честно выполняет свои обязанности – соединяет помещения и обеспечивает приватность. В таком отеле есть все необходимое – прачечная, санузлы, зона отдыха, кафе или вендинговые автоматы. А для того, чтобы поспать, достаточно капсулы 2,5 на 1,5 м. Вот только в нашей стране такая картинка навевает странные аналогии… Не то казарма, не то барак… Но это, наверное, я от зависти – потому что не мне идет доход от этой идеи. А вот что нового в самом коридоре – так это его двухъярусность, что роднит его с пассажем. А если бы на втором ярусе перед капсулами была бы галерея, то это был бы отель галерейного типа. Как ни странно, первый капсульный отель появился не в аэропорту или на вокзале, а в деловом районе Осаки в 1979 году. Трудоголики-японцы решили, что не стоит тратить драгоценное время на дорогу на работу и обратно, а можно поспать прямо рядом с офисом. И добрый архитектор К.Куросава пошел им навстречу.
Подведем промежуточные итоги многовековой истории коридоров. Почему промежуточные? Так кто же может знать, что этим людям (архитекторам) еще придет в голову? Куда они еще засунут коридор? И как они его еще изменят (чуть не написал «изуродуют»)? Во всяком случае, я лично не вижу никакого конца эволюции коридора. Если человечество намерено продолжать свое существование, то, скорее всего, коридоры ему понадобятся.
Ну а я буду продолжать думать о коридоре, проходя по нему. Итак, вот что надумалось к текущему моменту:
- коридор – это транспортная коммуникация, соразмерная человеку, созданная человеком и для человека;
- коридор, в качестве физического объекта, имеет геометрические характеристики, внешний вид и освещенность, запахи и звуки, присущие данному месту и конкретному временному периоду, или наоборот, совершенно необычные;
- коридор, как явление, имеет в истории человечества конкретные сроки и причины своего возникновения и использования;
- коридор, как помещение, обладает функциональностью, которая в ходе эволюции претерпевает изменения под влиянием перемен в развитии социума;
- коридор имеет «родственников» - помещения, имеющие схожие функции в планировке, и в ходе эволюции, преобразующиеся друг в друга;
- коридор, как элемент проектирования, является наиболее универсальным инструментом в руках архитектора для достижения конкретных функций в составе общей планировки здания, вне зависимости от внешних климатических условий;
- применение коридоров способствует экономии капитальных затрат и эксплуатационных расходов по сравнению с другими планировочными решениями, при сопоставимой функциональности;
- коридор, как физический объем пространства, обеспечивает возможность пребывания в нем отдельных людей или групп лиц, объединенных общей причиной появления в данном здании и конкретном коридоре, но при этом более или менее случайных друг для друга;
- коридор и его «родственники», время от времени используются архитекторами для воздействия на человеческую природу, в основном, с декларируемой целью ее усовершенствования и улучшения, гуманизации конкретных социальных отношений и общества в целом;
- как объект материальный, коридор влияет на находящихся в нем людей непосредственно физически и энергетически, а также опосредованно – через доступную информацию о нем;
- коридор, реально существующий, может выступать как место действия событий действительных и вымышленных, и сохранять память или мифы о них с помощью находящихся в нем предметов и иных форм воздействий на человека, материальных и метафизических;
- коридоры, - как реальные объекты, так и вымышленные, - могут выступать в качестве художественных образов и даже действующих лиц (персонажей), в искусстве, фольклоре, литературе, кинематографе, информационном поле;
- существование коридоров служит источником появления социальных явлений и типов, фольклорных и литературных персонажей, устойчивых выражений и ментальных образов.