Киноподборка: польская школа
История польского кино — это очень большой массив фильмов, имен, направлений. Она никогда не была чем-то однородным, внутри нее сосуществовали очень яркие и очень разные творческие индивидуальности. Сегодняшняя подборка — это попытка рассказать лишь о части этих больших имен и картин.
«Пепел и алмаз», Анджей Вайда
1945 год, весна, последние дни Второй мировой войны. Поляки, прежде объединенные общим врагом и общей бедой, теперь находятся на грани гражданского противостояния. Бывший студент Мацек, опытный и отважный боец, получает особое задание — ликвидировать одного высокопоставленного коммуниста. По ошибке Мацек и его командир становятся виновниками гибели не партийного деятеля, а двух простых рабочих. Теперь герои вынуждены скрываться в своей стране.
Почему именно это кино: Вайда был художником такой смелости, чтобы констатировать: период установления коммунистического режима в Польше на самом деле вылился в гражданскую войну. Он смог в конце 1950-х заставить зрительный зал сопереживать герою «неправильных», антикоммунистических взглядов.
«Эроика», Анджей Мунк
Картина состоит из двух новелл, персонажи которых становятся героями «волею случая», а подвиги их не имеют практических последствий. Тем не менее без героических примеров в военное время обойтись невозможно — и люди ищут их, а то и придумывают намеренно. Так создаются легенды.
Почему именно это кино: фильм нельзя назвать антигероическим, он не ставит себе целью развенчание героизма, однако показывает, что далеко не всегда человек, совершающий выдающийся поступок, делает это сознательно, потому что к этому всячески стремится. Это может быть случайность.
«Настоящий конец большой войны», Ежи Кавалерович
Юлиуш Зборский, некогда талантливый архитектор, вернулся из концлагеря сломленным, больным, измученным. С тех пор прошло четыре года, а он по-прежнему почти не способен вести нормальную жизнь. За время долгого отсутствия мужа, потеряв надежду на возвращение Юлиуша, Роза завязала новые отношения со своим начальником, профессором Стенгенем. Теперь оба не знают, что делать. Они уверены только в одном — нельзя причинить Юлиушу новую боль.
Почему именно это кино: здесь, впервые в послевоенном польском кино, Кавалерович применяет субъективную камеру. Эта картина — освобождение камеры от оков, возможность заглянуть в самые неожиданные уголки подсознания.
«Защитные цвета», Кшиштоф Занусси
В летнем лагере студенты не только отдыхают, но и продолжают учиться. Юный педагог Ярослав — идеалист, полный романтических устремлений. Его старший коллега Якуб — прагматик, пропагандирующий теорию «защитных цветов», согласно которой человеку необходимо постоянно приспосабливаться к обстоятельствам. За конфликтом двух педагогов пристально наблюдают и преподаватели, и студенты. Впрочем, некоторых из них роль пассивных наблюдателей не устраивает.
Почему именно это кино: самый известный фильм «кино морального беспокойства», который иногда называют флагманом этого направления.
«Декалог», Кшиштоф Кесьлёвский
Цикл из десяти телевизионных фильмов, не являющийся буквальной иллюстрацией десяти библейских заповедей. Более того, не каждый фильм возможно однозначно соотнести только с какой-либо одной заповедью. Ни в титрах, ни в тексте фильмов нет упоминаний или отсылок к конкретным заповедям, а попытки сделать это остаются не более чем частными, притом разными, мнениями киноведов.
Почему именно это кино: этическое послание в «Декалоге» сопряжено со смыслом жизни, который прощупывают персонажи Кесьлёвского, но смысл этот касается не индивидуума, а человеческой общности.
→ Присоединяйтесь к каналу школы «BBE: кино», чтобы больше узнавать про фильмы разных времен и культур.
#киноподборка_bbe