Привет, подруга!
Я тут решила слегка модернизировать рубрику с рассказами о корейских нравах и чутка её разнообразить. Дело в том, что в комментариях от наших дорамных сестёр попадаются ну очень интересные вопросы, да и мне напрямую иной раз пишут. Ага, гордюсь и хвастаюсь, а чё такова?
В общем, теперь я, вся из себя умная и осведомлённая, буду на вопросы отвечать. И начнём.
Итак, вопрос (во избежание недоразумений орфографию и прочее оставляю на откуп спрашивающего, чай не на уроке грамматики):
Недавно смотрела дорамы и в ней родители парня с девушкой переживали, что они не могут пожениться потому что у них фамилии одинаковые, но они вроде не родственники. Это закон такой или я чего-то не поняла?
Скорее всего, события дорамы происходили до 1997 года, так как именно в это время статья № 809 гражданского кодекса Южной Кореи была признана неконституционной, а окончательно она перестала «работать» 31 марта 2005 года. С этого момента в Корее запрещены браки только между людьми, состоящими в близком кровном родстве (родным братьям-сёстрам, папам-дочерям и т.п.).
А вот до 1997 на самом деле существовал закон, запрещавший жениться гражданам:
имеющим одинаковую фамилию, вытекающую из принадлежности к одному клану, обладающим одинаковым генеалогическим происхождением и проживающим в одном и том же родовом доме (бон-гван).
То есть получается, что Ким не мог взять в жену Ким? Да, но закон работал только в случае, если оба Ким’а принадлежали к одному клану. И снова - да, это правило не периода глухого феодализма, действовало он не только в Чосоне, а во вполне современной Корее. Как статью гражданского кодекса его приняли в 1957 году.
Хотя корни сего закона, конечно, уходят к временам, когда динозавры по Сеулу бегали (ну, почти). Вообще-то, данное правило, которое называется хонинбоп, возникло в Китае. Ну а поскольку культуры этих двух стран веками переплетались так страстно, что фиг поймёшь где чья, то и в Корее оно прижилось.
Итак, разбираемся в тонкостях. В Корее примерно всего 250 фамилий (это очень-очень мало для страны с населением в 51,3 миллиона человек). Но, например, фамилия Ким делится между 282 кровными предками. То есть, существует аж 282 бон-гван (родовых дома). И (по данным на 2011 год) два самых больших бон-гван Ким – это род Кимхэ (примерно 4 миллиона человек) и Кеннджу (1,5 миллиона).
Так вот, согласно статье № 809, мужчина, имеющий генеалогический корень Кимхэ, мог взять в жёны женщину, предки которой были из Кеннджу. А вот двое Ким Кимхэ или Ким Кеннджу сочетаться законным браком не могли. Именно поэтому большинство современных корейцев, разбуди их ночью, запросто скажут, из какого клана их ноги растут.
Вроде бы всё не так уж печально, несмотря на одинаковые фамилии, выбор-то огромный. Но на самом же деле многим было в пору давиться в петельке. Потому одно дело знать, из какой ты там бон-гван, а другое дело – доказать, причём с помощью официальных документов.
В принципе, и это не проблема. Ведь вся информация о гражданине заносится в так называемую родовую или семейную книгу (то, что в дорамах именуют «семейным реестром»). И это не древний талмуд, передаваемый от отца к сыну, аки бесценная реликвия. А база данных, которую ведут местные органы регистрации (для простоты будем звать ЗАГСом) и является она не чем-нибудь, а:
основополагающим элементом учёта в Корее, в которой содержатся сведения абсолютно обо всех актах гражданского состояния, совершённых в отношении членов каждой южнокорейской семьи.
Для понимания, данные в этой базе хранятся следующие:
- информация о составе семьи – всех родственниках как по восходящей, так и по нисходящей линии (то есть и о бабушках-пробабушках, и о внучках-правнучках).
- основные данные о гражданине (когда родился, имя-фамилия, пол и номер личного удостоверения, ведь как таковых внутренних паспортов в Корее нет);
- о семейном положении (включает информацию о всех браках и разводах с указанием данных бывших супругов).
- информация об усыновлении (если такое было).
Между прочим, в Корее нет не только внутренних паспортов (в нашем понимании нет, есть удостоверения личности), но и всяких свидетельств о рождении, браке или – тьфу-тьфу! – смерти. При необходимости берётся просто справка (выписка) из семейного реестра. Причём сейчас эта система компьютеризирована. А с 2021 года всего за 500 вон выписки можно получить самостоятельно, через специальные автоматизированные комплексы, то есть без посещения ЗАГСа.
Но это сейчас. До 1960 года – это на самом деле был талмуд, то есть книга, куда глава семьи кисточкой (или там карандашиком) вписывал родственников. И вымарывал их оттуда при необходимости.
В 1960 году ведение реестров взяло на себя государство.
Но просто представь, как это происходило, сколько таких книг нужно было «закаталогизировать»-скопировать–переписать! Причём далеко не все граждане охотно делились информацией. Многие же данные вообще к тому моменту были утеряны, что и не удивительно, учитывая, происходящее в стране ранее (да и в те времена тоже).
Если быть уж совсем честными, то не каждая семья такие книги вела, всё-таки это прерогатива аристократов. Потому в 1960 году многие реестры просто «сочинили» заново, внеся данные о нисходящих родственных линиях со слов живущих: кто что помнит. Ну, или кто что сочинил.
А ещё вплоть до 2008 года семейные реестры сохраняли свою патриархальность. То есть у главы семейства на самом деле была возможность и право вычёркивать из них неугодных (а иногда вносить). К счастью, подобная система была отменена, повторюсь, в 2008 году, а семейная книга стала просто базой данных.
И крики дорамных отцов: «Я тебя из реестра вычеркну!» – сейчас просто угроза, аналог нашего: «Ты мне больше не сын!».
Но вернёмся к проблеме женитьбы однофамильцев. В общем, пока действовал закон о запрете брака между людьми из одного рода, доказать, что любящие друг друга сердца происходят из разных бон-гван могли единицы. Соответственно, фиг вам, а не законная регистрация брака.
И снова: вроде бы не проблема, потому что в 90-ых годах 20 века, как и сейчас, ну очень многие корейцы чхать бы хотели на эту самую «официальную» регистрацию. Если б не одно «но»: дети, рождённые в неофициальном браке, считались незаконнорождёнными. И лишались не только имущественных прав, например, на наследство отца, но и права на медицинское страхование.
Стоить заметить: эта драконовская статья приостанавливалась на год три раза: в 1977, 1987 и 1995. То есть в течении времени, когда закон не действовал, однофамильцы имели право обрачиться без доказательств своего не-родства.
Ну а сейчас, повторюсь, этот закон вообще отменён: женитесь на ком хотите и радостно заноситесь в семейный реестр! Или не заноситесь – это как вам больше нравится.
А о том, как у них свадьбы проходят, я рассказывала вот тут:
Появятся вопросы - смело спрашивай, попробую ответить.
---------------------------------------------------
Донаты можно отправить на кошелёк Юмани: 4100 1155 2820 3887
или на карту Сбербанка: 2202 2063 9451 0296.
Огромное спасибо всем, кто помогает "С подругой о дорамах"!