Найти тему

Сергей Судейкин — театральный художник

«Портрет мужчины с бутылкой», С. Судейкин. 1930 г.
«Портрет мужчины с бутылкой», С. Судейкин. 1930 г.

Ровно 78 лет назад, 12 августа 1946 года, в Нью-Йорке умер великий мастер русского слова в театральной живописи XX века, партнер и соратник дягилевского движения в искусстве Сергей Судейкин.

Сегодня имя этого театрального художника и графика незаслуженно забыто, а ведь когда-то ему посвящали стихи Ахматова, Брюсов, Гумилёв. Он оформлял спектакли для труппы Анны Павловой и для Метрополитен-опера. Работал с Сергеем Дягилевым в Париже и дружил с Александром Бенуа. Но последние годы жизни Сергея Судейкина прошли в полном забвении.

Будущий художник появился на свет в семье подполковника Георгия Порфирьевича Судейкина – легенды российского сыска, ставшего прототипом известного литературного сыщика Эраста Фандорина. Но насладиться отцовством Судейкину старшему не довелось – он был убит собственным агентом. Серёже тогда едва исполнился год. От отца будущему живописцу достался авантюризм, вера в свой талант и предприимчивость, а также харизма и умение очаровывать нужных людей. По рассказам друзей и коллег Сергей Судейкин был «аристократически» высокомерен, утончён, обладал энциклопедическими знаниями в сфере искусства и даром излагать их как истинные откровения.

Сергей Судейкин
Сергей Судейкин

Окончив гимназию, Судейкин переехал в Москву, где поступил в Московское художественное училище живописи, ваяния и зодчества. Он учился у А.М. Васнецова, Л.О. Пастернака, В.А. Серова, К.А. Коровина. Последний считал Судейкина одним из лучших своих учеников, сам же студент очень уважал учителя и называл себя художником, «идущим от Коровина».

Начало карьеры Судейкина, как театрального художника, пришлось на конец 1890-х, когда он стал оформлять спектакли для оперной антрепризы С.И. Мамонтова в театре «Эрмитаж» в Каретном ряду, а позже и для многих театров Москвы и Петербурга.

После революции 1917 года художник эмигрировал из России — сначала во Францию, а потом в Америку. Судейкин относится к первой волне эмиграции. Она была наиболее многочисленной из всех – это в основном уже состоявшиеся мастера, известные не только в России, но и в Европе. Живописцы Константин Коровин, Александр Бенуа, Василий Кандинский, Марк Шагал, Сергей Судейкин.

Поначалу жизнь в США складывалась как нельзя лучше. Судейкин оформлял оперные и балетные спектакли для Метрополитен-опера, а в 20-е годы XIX века участвовал в выставках русского искусства в Нью-Йорке, Чикаго, Брюсселе, Уилмингтоне (США). Даже провёл персональные выставки в Нью-Йорке, Чикаго, Питтсбурге.

«Чаепитие «под машину», С. Судейкин
«Чаепитие «под машину», С. Судейкин

Судейкин легко влился в новый для себя мир, но тоска по Родине не покидала художника до конца жизни. Он всегда мечтал, чтобы его картины дошли до России, но связь с СССР была практически прервана. Судейкин был плохим бизнесменом – выгодно продать свои работы у него не получалось. Многие произведения он подарил друзьям, коллегам и просто малознакомым людям. В конце жизни художник решил вложить все свои сбережения в американское кабаре с русским названием «Привал комедиантов», украсив его своими замечательными панно. Предприятие оказалось убыточным. Судейкин разорился.

Сегодня в коллекции Российского фонда культуры хранятся две картины Сергея Судейкина – «Портрет мужчины с бутылкой» (в английской версии A young man) и «Набросок для театрального занавеса». Обе работы датируются 1930-м годом.

Первая была передана сотрудникам Фонда в дар Клубом коллекционеров изобразительного искусства, возглавляемым его бессменным председателем Валерием Дудаковым, 27 апреля 1997 года. В тот день коллекционеры, в недавнем прошлом проклинаемые за «частнособственническое» собирательство, преподнесли Российском фонду культуры поистине фантастические подарки, среди которых была и прекрасная картина одного из самых изысканных мастеров Серебряного века Сергея Судейкина.

«Портрет мужчины с бутылкой», С. Судейкин. 1930 г.
«Портрет мужчины с бутылкой», С. Судейкин. 1930 г.

Искусствоведы сходятся во мнении, что «Портрет мужчины с бутылкой» обладает высокой художественной ценностью и является работой музейного уровня. По стилистическим признакам картина соответствует графическим работам Судейкина 30-х годов прошлого века.

Так Сергей Судейкин подписывал свои работы
Так Сергей Судейкин подписывал свои работы

Подпись снизу с правой стороны портрета выполнена графитным карандашом и полностью отвечает эталонным подписям художника. Надо отметить, что Судейкин всегда по-разному подписывал свои работы, иногда стилизуя свой автограф.

Вторая работа «Набросок для театрального занавеса» до недавнего прошлого была жемчужиной художественного отдела Музея общества «Родина» в американском городе Лейквуде. Картина относится к последнему периоду жизни художника. Это дар от семьи Дункель, о чём свидетельствует надпись на обратной стороне полотна. Картина была подарена 30 марта 1975 года.

«Набросок для театрального занавеса», С. Судейкин. 1930 г.
«Набросок для театрального занавеса», С. Судейкин. 1930 г.
Оборотная сторона картины «Набросок для театрального занавеса», С. Судейкин. 1930 г.
Оборотная сторона картины «Набросок для театрального занавеса», С. Судейкин. 1930 г.

Работа написана на высоком профессиональном уровне, говорят искусствоведы. Это значит, что и в конце жизни выдающийся художник не утратил свой великий дар.

Обе картины гения Сергея Судейкина можно посмотреть в Шпалерном зале Российского фонда культуры в дни открытых дверей или в Дни исторического и культурного наследия.

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой.