Найти в Дзене
Коридоры

2.10. «ГАЛДАРЕЙКА» VS СЕКЦИЯ С «КОРРИДОРОМ»

В Россию слова «галерея» и «коридор» пришли практически одновременно. В отличие от «корридора», слово «галерея» в русском языке всегда писалось с одним «л», то есть так, как было заимствовано из французского языка («galerie»). Вообще, меня восхищает способность русского народа приспосабливать к нашей исконной языковой культуре заимствованные иностранные слова. Еще совсем недавно можно было услышать от бабушек «колидор» и «галдарея».

К концу XVIII века определились два типа планировки доходных домов - галерейные и секционные. Галерейная планировка происходит от гостиных дворов, где каждая лавка имела отдельный вход с опоясывающей галереи. Вместо лавок строили квартиры - и доходный дом готов. Секционная планировка предусматривает отдельные входы в квартиры с лестничных площадок. Количество квартир при этом могло быть от одной до четырех-пяти. Одно время галерейные дома были более распространены, так как их строительство (на единицу полезной площади) было дешевле. К настоящему времени в соревновании типов доходных домов выигрывают секционные дома, как более приспособленные к любому климату, и имеющие определенные преимущества в устройстве инженерных систем.

Но до поры до времени домами с «галдарейками» массово застраивались российские города, в том числе и Москва, и это было наиболее доступное небогатому мастеровому или ремесленнику жилье.

«На «галдарейках» в летнее время располагались мастеровые со своими работами: сапожники сидели на «липках» и стучали молотками, евреи-скорняки делали из польских бобров - камчатских или сшивали лоскутья меха, хозяйки выходили со своим домашним шитьем, около них вертелась детвора. А по праздникам на «галдарейках» собирались хоры и пелись песни». Иван Белоусов. «Ушедшая Москва», 1927.

Зарядье. Начало ХХ в.
Зарядье. Начало ХХ в.

Московское Зарядье было застроено подобными домами, среди которых самым известным был «дом-корабль» архитектора Л.Кравецкого (1906 г.). Публика в этих местах селилась самая непритязательная, и заходить туда считалось небезопасным для посторонних, вплоть до сноса всего района в конце 1940-х гг., когда потребовалось освободить место под строительство восьмой сталинской высотки. Не просто так из множества криминальных районов послевоенной Москвы братья Вайнеры в «Эре милосердия» выбрали Зарядье:

«- В Зарядье он, сука, рвется. Там есть, где притыриться».

Именно в Зарядье, а вовсе не в Сокольники, рвался Фокс осенью 1945 года. В 1979 г., когда вышел фильм С.Говорухина «Место встречи изменить нельзя», притыриться в Зарядье можно было уже только в одноименной гостинице или в Центральном концертном зале. Сейчас их тоже уже не существует. Можно притыриться между чахлых березок парка «Зарядье».

На дома с галереями, чудом сохранившиеся в Москве, можно посмотреть на Пятницкой улице и на Покровке, и, конечно, в колоритных и фольклорных одесских и ростовских двориках.

В европейских городах XIX столетия доходные дома располагались как в историческом центре, так и на периферии — в специализированных районах. Эти районы были строго ранжируемыми по уровню достатка: для зажиточных, людей среднего достатка и низкооплачиваемых. Также существовало четкое разделение по этажам: на первом этаже торговля (вспомним римские таберны), второй (по-европейски - первый) – самый престижный и дорогой, чем выше, тем проще и дешевле; а под крышей, в мансарде – рабочие, студенты и прочая малопочтенная публика. «Под крышами Монмартра» - как раз про это.

Под крышами Монмартра - рисунок ХIХ в.
Под крышами Монмартра - рисунок ХIХ в.

На сайте conon.ru в статье «История появления доходных домов» я обнаружил интересные сведения о так называемом «европейском формате» доходного дома XIX в. :

«Планировочные решения квартир были построены по принципу рациональной организации свободного пространства. При этом выделялись функциональные зоны, но отсутствовали коридоры».

Информация неполная: не очень понятно, имеется ли в виду свободное пространство, как его понимают современные российские застройщики и риелторы – простор с бетонными стенами за входной дверью, или что-то другое? Но сказано четко – коридоров нет.

Похожее утверждение обнаружилось и в Международном научном журнале «Инновационная наука» (№ 3 от 2016 г.). Е.В.Баженова из ЮФУ в статье «Особенности архитектуры доходных домов столичных городов Европы и России» сообщает, что:

«В европейских домах за счет небольших размеров общей площади этажа, квартиры были очень маленькие, по две на этаже, коридор практически отсутствовал, предусматривались две лестницы, одна широкая, иногда сложной формы, для дворян, а вторая маленькая и узкая для прислуги и занимали они значительное пространство».

Ну да, все мы слышали и видели в кино, а многие и живьем, что в европейских и американских квартирах входная дверь открывается прямо в гостиную. И этому есть объяснение, и не одно. Во-первых, из соображений экономии полезной площади. Аренда каждого квадратного метра стоит денег. Во-вторых, историческая (переросшая в культурологическую) традиция – извне (с улицы ли, с лестницы ли) хозяин входит в свою «переднюю» комнату – бывшую лавку или мастерскую.

Но стоит ли так категорично утверждать, что в доходных домах Западной Европы XIX века в планировке ВСЕХ квартир отсутствуют коридоры? Все-таки, и доходы у квартиросъемщиков были разные, и социальный статус, - вряд ли все они довольствовались маленькими квартирками. В Париже, например, доходные дома разделялись на классы, от 1 до 3, в зависимости от местоположения, размеров и комфортабельности сдаваемого жилья. Да и социальные отношения в течение 100 лет претерпевали огромные перемены, что не могло не сказаться на условиях жизни в городах. Доходные дома, только-только начав развиваться в начале века, к 1890-м годам стали основным типом городской жилой застройки, и при этом, конечно, они были очень разными.

«До середины XIX столетия во Франции можно было встретить тип жилого дома, объединявший в одном владении расположенный в глубине двора отель (традиционный тип богатого жилища) и выходящий на улицу доходный дом, своеобразное дополнение к отелю, владелец которого, желая иметь собственный особняк, в то же время стремился получить доход с участка. Но параллельно с ним развивался и получал все большее распространение самостоятельный тип многоэтажного доходного дома (чаще всего в шесть этажей, включая мансардный) с лавками в первом этаже, над которыми находился антресольный этаж с маленькой квартирой торговца, освещенной низкими окнами, нередко выходящими в пассаж (проход внутри дома), где находился вход в жилую часть здания. Бельэтаж предназначался для богатых жильцов». «Всеобщая история архитектуры. Том 10: Архитектура XIX — начала XX вв.» Под редакцией С. О. Хан-Магомедова (ответственный редактор), П. Н. Максимова, Ю. Ю. Савицкого. Глава III. «Архитектура Франции». И. В. Эрн, 1972.

Давайте посмотрим на план типового этажа типичного парижского многоквартирного дома середины XIX в., где 1 - передняя; 2 - спальня; 3 - гардеробная; 4 - столовая; 5 - гостиная; 6 - детская; 7 - комната прислуги; 8 - кухня; 9 - двор.

Из открытых источников Интернета
Из открытых источников Интернета

И что мы здесь видим? Типичная коридорно-анфиладная система планировки. Лично я вижу в обеих квартирах коридоры (в одной побольше и подлиннее, в другой – поменьше, зато целых два). А Вы их тоже видите?

По мере строительства новых и реконструкции старых доходных домов, они оснащались современными им достижениями цивилизации: газовым, а затем – электрическим освещением, канализацией, водопроводом. Кстати, именно широкое внедрение водопровода и канализации обусловило дальнейшее преимущественное развитие секционной планировки доходных домов по сравнению с галерейной. Развитие техники, прежде всего появление лифтов, привело к дальнейшему развитию рынка квартир в доходных домах – преимущество бельэтажа перестало быть неоспоримым, а уровень комфорта (и стоимости аренды) в каждом конкретном доме становился все более и более стандартным.

Когда мы говорим о наемном жилье на любой вкус и кошелек, следует упомянуть о совершенно особом сегменте – домах для тех, у кого собственные средства не позволяли арендовать приличные квартиры. Многочисленные благотворительные фонды и отдельные меценаты, желая предоставить малоимущим гражданам скромное, но достойное жилье, возводили жилые комплексы, не сильно отличавшиеся по условиям проживания от доходных домов. Квартиры в них предназначались для одиноких и семейных рабочих.

Во Франции в 1882 г., промышленник Шарль Годен, сам выходец из рабочей среды, передал в руки кооперативной ассоциации фамилистер, построенный для рабочих завода отопительных приборов.

«Фамилистер состоял из трех больших корпусов (3, 4 и 5 этажей), из которых каждый представлял в плане карре. Галереи шли вокруг внутреннего двора по всем этажам и соединяли квартиры с лестницами в углах здания. Уборные и ванные были на каждом этаже, квартиры имели сквозное проветривание». «Всеобщая история архитектуры. Том 10: Архитектура XIX — начала XX вв.» Под редакцией С. О. Хан-Магомедова (ответственный редактор), П. Н. Максимова, Ю. Ю. Савицкого. Глава III. «Архитектура Франции». И. В. Эрн, 1972.

В России в 1906-1909 гг. на средства известных благотворителей К.Т.Солдатенкова и Г.Г.Солодовникова, в Москве были построены дома дешевых квартир для рабочих. В этих домах были столовые, бани, прачечные, читальни. Коридорная система в этих домах обеспечивала приватность, транзит, и коммуникацию.

При возведении доходных домов застройщики, естественно, стремились сократить затраты. Если в Санкт-Петербурге доходность этого бизнеса (помните - до 15 %!) позволяла привлекать знаменитых архитекторов и использовать в строительстве высококачественные дорогие материалы и технические новинки, то в Европах приходилось строить «чистенько, но скромненько». В Великобритании, к примеру, совсем не шиковали:

«Чтобы уменьшить стоимость дома и эксплуатационные расходы на содержание лифтов, многие доходные дома проектировали с внутренними коридорами, связывающими между собой квартиры и редко расставленные лестничные клетки. Этот прием позволял довести количество квартир, обслуживаемых лифтом, в каждом этаже до 6—8. Очень широко использовался еще более экономичный галерейный тип дома». «Всеобщая история архитектуры. Том 11: Архитектура капиталистических стран XX в.» Под редакцией А. В. Иконникова (ответственный редактор), Ю. Ю. Савицкого, Н. П. Былинкина, С. О. Хан-Магомедова, Ю. С. Яралова, Н. Ф. Гуляницкого. Глава I. «Архитектура Великобритании». Ю. Ю. Савицкий, 1973.

Не ожидали мы встретить столь неожиданную функцию коридора – за счет применения коридорной системы уменьшать капитальные затраты при строительстве зданий и эксплуатационные расходы на содержание лифтов (за счет уменьшения их количества). Попутно решается еще одна задача – обеспечение эвакуации: за счет того, что можно по внутреннему коридору бежать к лестнице в любую сторону, шансы на спасение возрастают вдвое.