Найти в Дзене

Стратегическая сессия в 2022 году: что это, нужна ли она сейчас, как проводить, чтобы получить нужный результат?

Рассказывает Константин Федоров – бизнес-архитектор, основатель консалтингового агентства COST A CONSULTING GROUP, постоянный модератор бизнес-сообщества «Эквиум»

Учитывая, что статью будут читать люди с разным уровнем погружения в тему, рассмотрим основные понятия, связанные со стратегией:

Миссия организации – причина существования вашей компании (ответ на вопрос «зачем мы существуем?», «какую важную потребность общества мы удовлетворяем?»)

Видение – образ компании через длительный промежуток времени –  какой её видят собственники, клиенты, партнёры и сотрудники. Обычный горизонт видения составляет 5 лет и более.

Стратегическая цель – отцифрованный элемент видения – то, чего хочет добиться компания в долгосрочной перспективе.

Стратегия компании – то, как это достижение стратегической цели планируется реализовать.

Функциональные стратегии – способ достижения стратегии компании в разрезе отдельной функции (коммерческая, производственная и т.п.).

Всё это называют одним словом – стратегический комплекс.

Стратегическая сессия - формат работы управленческой команды, в результате которого формулируется ключевые тезисы стратегического комплекса компании или её отдельных элементов (например, стратегия на 3 года).

Как это происходит?

Подготовка
За 2-3 недели до сессии собираются статистические данные о развитии компании за последние 3-5 лет (чем больше период, тем очевиднее тренды). Обычно это показатели продаж: выручка и маржа; также средний чек в нескольких разрезах: клиенты, продукты, география, каналы продаж. Анализируется структура затрат. Цель упражнения – выявить тенденции и ответить на вопрос «что у компании получается лучше всего?»

Собственником формулируются основная цель сессии (например, найти точки роста для роста в 2 раза за 1 год).

Вместе с командой формулируются базовые гипотезы – благодаря чему возможен такой прирост. Каждый из участников сессии готовит небольшую презентацию, содержание которой зависит от вопроса, что выносится к проработке на сессии.

Внешний модератор готовит сценарий сессии, то есть последовательные задания для участников сессии, в результате выполнения которых, команда получает ответ на заявленный вопрос сессии.

Сессия
Собираются основатели, команда руководителей и ключевых сотрудников, влияющих на реализацию стратегии компании и внешний модератор, как правило – 12-15 человек.

Обычно сессия проходит 2-3 дня с полным погружением и отрывом от работы (работают на сессии по 8-10 часов в день).

Собственник озвучивает главную цель сессии и что он ожидает от каждого участника. Модератор озвучивает регламент и правила работы на сессии. Затем, переходят к выполнению заранее подготовленных упражнений.

Методология
Особенность стратегической сессии заключается в том, что все наполнение осуществляет команда. Задача модератора подобрать нужные фрэймы, объяснить как с ними работать, показать примеры и помогать командам работать над их наполнением, контролировать время.

Все задания выполняются по таймингу, что помогает создать нужный уровень напряжения для генерации идей.

Базовыми инструментами стратегической сессии являются:

SWOT-анализ
Помогает командам оценить и синхронизировать между собой понимание сильных и слабых сторон компании, внешних угроз и возможностей, базовых гипотез стратегических решений, которые возникают на стыках этих четырех характеристик.

Методика «ЖЕЛАНИЕ–КОМПЕТЕНЦИИ–РЫНОК»
Позволят принять сбалансированные стратегические решения, опираясь на три ключевых параметра: потребности рынка, компетенции компании и желание команды реализовывать данную идею.

Методика Ансоффа
Позволяет оценить риски стратегических решений на основании двух параметров: продукта и рынка.

Система сбалансированных показателей (BSC)
Позволяет декомпозировать финансовые цели на важные нефинансовые подцели и инициативы. Создаёт возможность для сбалансированного управления и раннего контроля достижения финансовых результатов без рисков для развития бизнеса в долгосрочной перспективе.

Дорожная карта руководителя
Позволяет «приземлить» стратегию на конкретные задачи и инициативы в перспективе квартала и даже месяца.

Есть ещё много разных инструментов, которые используются на стратегических сессиях, но каждый из них подбирается под конкретный запрос компании.

5 особенностей при организации стратегических сессий в наши дни:

Уменьшился горизонт планирования

Если раньше нормально разрабатывать видение компании на 15 лет и более, а краткосрочные цели – на 2-3 года, то сейчас цифры изменились: как правило, видение разрабатывают на 3-5 лет, а краткосрочные цели – на 1-2 квартала.

Усилился «сценарный подход»

Раньше все планы разрабатывались линейно – одна цель и один путь её достижения. Сейчас – одна цель и несколько вариантов достижения.

Акцент на внутренние компетенции и мотивацию команды

Сейчас при выборе стратегии трудно прогнозировать внешние факторы, поэтому важно концентрироваться на своих компетенциях и желании команды реализовывать то или иное решение.

Меняется понятие «рычага»

Раньше бизнес мог «поймать» 1-2 канала продаж и сделать мощный рывок в выручке за счёт вливания больших средств на продвижение в этих каналах. Сейчас трафик между каналами «размывается» и важно «собирать» свою целевую аудиторию по всем доступным каналам.

Договориться о стратегии – не значит не менять её

В условиях сильной турбулентности все планы являются «рабочими», пока не договорились о другом.

Очень важно иметь стратегический план – это даже психологически всех поддерживает (не говорю уже, что без него практически невозможно организовать эффективную работу всех служб). Но план не должен загонять вас в «ловушку последовательности».

Каждый месяц (во время трекинг-встреч) ставьте вопрос об актуальности тех или иных целей и, возможно, общего видения и стратегической цели.

Важно не то, что вы не меняете цели (и тем самым пытаетесь показать свою последовательность и надёжность), а что вы адаптируете их в соответствии с объективными обстоятельствами совместно со всеми ключевыми участниками стратегического процесса.

Будьте гибкими, но не размазанными. Выполняйте свои обязательства, но не становитесь заложниками неактуальных решений.