Русские приказы, появившиеся в начале XVI в., размещались в отдельных палатах, приказных избах и дворах, обособленных помещениях теремов и дворцов. С ростом бюрократического аппарата, его централизацией, концентрацией, специализацией, росло количество помещений, объединенных под одной крышей. Через два века Петр I упразднил часть приказов, заменив их коллегиями. Штат коллегий еще увеличился, и в приказных избах и палатах стало тесновато. Решение проблемы, как и многие другие новшества, Петр подсмотрел в Европе, где уже научились строить административные здания с «корридорами». По их образу и подобию в Санкт-Петербурге в 1722 г. началось, а в 1742 г. закончилось строительство здание Двенадцати коллегий. Сейчас по роскошным коридорам этого здания ходят студенты СПбГУ.
Не следует думать, что все учреждения в России с этого момента начали строить только с использованием коридорной системы. Большинство административных зданий были именно такими, но встречались отдельные исключения. Например, в 1844 г. здание министерства земледелия и государственных имуществ в Санкт-Петербурге было построено по анфиладной системе. Почему – Бог весть. Очевидно, помпезность была важнее утилитарности.
Кстати, обратите внимание: с одной стороны коридора расположены большие окна, а с другой - двери комнат, которые этот коридор, собственно, и соединяет. Мы уже рассматривали эту функцию коридора – обеспечивать естественное освещение. Но в отличие от инсулы, где из коридора освещаются примыкающие помещения, в административных и учебных зданиях, начиная с XVI в. и вплоть до нынешнего времени, коридор обеспечивает естественным светом, в первую очередь, самого себя. Планировка зданий с коридорной системой, долгое время определялась возможностями естественного освещения коридоров. Поэтому комнаты, выходящие в коридор, имели окна по одному фасаду здания, а сам коридор – по другому. Именно отсюда планировки зданий в форме букв алфавита - Г, Ш, Н, П, Т и других, – чтобы на ограниченном земельном участке создать максимальную полезную площадь, обеспеченную естественным освещением. И именно отсюда произрастают корни знаменитых питерских дворов-колодцев.
Конечно, существуют приемы, позволяющие использовать часть дневного света, проникающего из коридора, для освещения примыкающих комнат. Во-первых, перегородки комнат не всегда обязательно доводить до потолка, во вторых, эти перегородки можно частично или полностью застеклить (это решение уже вполне современное), в третьих, двери комнат тоже могут быть застекленными. Конечно, все эти решения определяются функциональным назначением здания.
При размещении комнат с двух сторон коридора задача его освещения усложняется. Можно, конечно, оставить в торцах коридора источники естественного освещения – окна и застекленные двери, но это требует ограничить его длину. Можно также использовать проемы над перегородками, но этого явно недостаточно. Требуется искусственное освещение. Пока источником такого освещения был открытый огонь, или более-менее закрытый (лампы), присутствовала постоянная опасность пожара. С внедрением электричества в последней четверти XIX в., коридоры проектируются, как правило, внутри здания, с комнатами по обеим сторонам, с электрическим освещением.
С началом массового строительства каркасных зданий со сплошным остеклением по фасаду, все чаще коридоры получают часть освещения через стеклянные перегородки примыкающих комнат. В таких зданиях необходимая степень приватности обеспечивается за счет применения жалюзи.