Найти тему

Почему ребенок не хочет учиться? или Немного о кризисе современной школы

Чаще всего ответ на этот вопрос простой: ему неинтересно. Часто уже в начальной школе нагрузки на малыша становятся серьезными, он устает и физически, и психически. При этом все эти колоссальные усилия порой оказываются напрасными и полученное образование не стоит затраченных сил. Переходя в среднее звено обучения, ребенок, бывший отличником в начальных классах, может "скатиться" на тройки, - и такое происходит очень часто, вне зависимости от программы, по которой идет обучение.

В чем же дело? Неужели только в мотивации ребенка, о которой мы так часто слышим? Но тогда получается, что эту мотивацию утратил не один школьник, а сразу множество, - ведь перед нами массовое явление. А кризис перехода к среднему звену наблюдается практически во всех школах страны уже не первый год...

Специалисты говорят о том, что неправильно выстроена сама система современного школьного образования. Основная масса современных программ не соотносится с психологией ребенка: малыша, начиная с 1-2 класса, учат терминам, правилам, законам, алгоритмам, - чаще всего сухим, непонятным и, увы, достаточно скучным. При этом отечественные основоположники педагогики и возрастной психологии (Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский и др.) писали о том, что младшим школьникам свойственно не абстрактно-теоретическое, а образное мышление, и начинать обучение необходимо с образов, а не с понятий.

Получается, что в своем стремлении к "опережающему" и "развивающему" обучению, отечественная школа забыла слова классиков и пошла по совершенно обратному развитию психологии школьника пути. Начинается все, как ни странно, с абстракций, к которым мозг ребенка становится по-настоящему готов не раньше 12 лет, и только со среднего звена начинается применение изученной теории на практике. Поэтому в младших классах ребенок тратит огромные усилия на затверживание наизусть правил и законов, а в средних - с большим трудом оперирует этими законами в их применении к реальной жизни, в то время, как все должно быть наоборот. В начальных классах обучение должно быть ярким и интересным, основанным на большом количестве образов и примеров, понятным и доступным школьнику.

Что же делать и есть ли выход из этого тупика? Мы обязательно поговорим об этом в следующем материале. Подпишитесь на нас, чтобы ничего не пропустить!