Найти тему
23,8K подписчиков

О западном и восточном подходах в обучении боевым искусствам

830 прочитали
О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?
Редьярд Джозеф Киплинг, «Баллада о Востоке и Западе».

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.

Коллеги на канале Сам себе сэнсэй подняли вполне злободневную тему «Методы обучения в боевых искусствах: западный vs восточный. Какой предпочтительнее?». Хочется немного дополнить, но уже с точки зрения генезиса ушу. Тем более, что эта дискуссия хорошо вписывается в канву нашего повествования про кардинальные реформы традиционных китайских боевых искусств на заре ХХ века.

Мы не будем сегодня затрагивать ментальные и культурные различия Запада и Востока, они несомненно есть, но мы поговорим про исторические события. Однако сперва необходимо напомнить: завершение XIX стало чередой унизительных проигрышей когда-то непобедимой маньчжурской армии, а в то же время маленькая Япония одержала убедительную победу над огромной европейской страной, победу, безусловно признанную мировым сообществом.

Если также вспомнить Боксерское восстание, то применительно к национальным традиционным боевым искусствам, в обществе того времени возник некий диссонанс: с одной стороны - занимающийся ушу несомненно патриот (хотя далеко не все мастера ушу выказывали поддержку повстанцам), с другой стороны - разгром Ихэтуаней показал их неэффективность. И никого не волновало ни мистицизм с эзотерикой, ни крайне низкий средний уровень подготовки бойцов.

После Синьхайской революции 1911 года, сопровождавшейся отменой конфуцианской системы и "борьбой с тяжелым феодальным наследием", правительство новой Китайской Республики, как и в других странах мира, уже предчувствовало приближение грозы. Начало Первой мировой ускорило понимание необходимости что-то менять. Многовековая культурная привычка опираться на широкий горизонт планирования, привела к пониманию необходимости готовить мобилизационную базу еще со школы, подготавливая умы и тела будущих защитников Родины. Так возникла идея использовать боевые искусства для

укрепления здоровья и повышения самосознания народа

Естественно, изменив название опозоренного боксерами ушу на национальные искусства (国术 guóshù), тем самым

меняя имя - изменить суть.

Уже в апреле 1915 года на первом заседании Национальной ассоциации образования в Тяньцзине была принята резолюция:

Каждая школа должна добавить в программу образования китайские боевые искусства.

В 1916 году Министерство образования Бэйянского Правительства (北洋政府 běiyáng zhèngfǔ, 1912 - 1928) отправило людей в Цзинань для изучения «Новых китайских боевых искусств», после чего Министерство образования утвердило учебники по ушу на базе этой книги Ма Ляна. В 1917 году заместитель министра образования по военным вопросам и директор полиции постановили, что военные и полицейские должны учиться этим «Новым китайским боевым искусствам». В том же году Национальная конференция директоров средних школ и правительственный конгресс в Бэйяне приняли резолюцию, в которой говорилось:

«Новые боевые искусства» являются официальной гимнастикой национального сообщества

При этом активно продвигался лозунг:

Развивайте здоровое тело с национальными искусствами!

В октябре 1918 года на Общенациональной конференции директоров средних школ, проводимой Министерством образования, было принято решение:

Все средние школы в стране будут изучать боевые искусства.
Соавтором новой системы был мастер мусульманского кулачного стиля чацюань Ян Хунсю, по прозвищу "быстрый кулак Ян". Именно у него учился мусульманин Ван Цзыпин, история которого легла в основу сюжета фильма "Яростный кулак" с Брюсом Ли.
Соавтором новой системы был мастер мусульманского кулачного стиля чацюань Ян Хунсю, по прозвищу "быстрый кулак Ян". Именно у него учился мусульманин Ван Цзыпин, история которого легла в основу сюжета фильма "Яростный кулак" с Брюсом Ли.

Главный идеолог новой системы Ма Лян, один из первых реформаторов ушу и бывший артиллерист из Бэйянской армии, использовал метод прусской военной гимнастики. В частности он впервые в китайской истории предложил важное нововведение: сегментировать движения боевых искусств под команды инструктора, используя метод групповой тренировки в строю как основу обучения боевым искусствам.

Другой важной идеей было разделение на программы: прикладная - для военных и полиции, и физкультурная - для гражданских.

Итак правительство принимает решение использовать боевые искусства как физкультуру, Министерство Образования принимает образовательную программу, а за основу взяли учебник «Китайские новые боевые искусства». Процесс образования пошел полным ходом.

Тут важен вопрос: как и на каком фундаменте создавались «Новые китайские боевые искусства» Ма Ляна? И тут надо заглянуть еще в более давние времена. Тем более, что есть много общего! Случайности ведь не случайны?.. :)

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.-3
Гинтастика военнная состоитъ во всѣхъ арміяхъ и флотахъ изъ ряда упражненій какъ воспитательнаго, такъ и прикладного характера.

Фридрих Ян (Friedrich Ludwig Jahn,1778 - 1852) считается основоположником современной гимнастики. Благодаря ему стали широко использоваться такие гимнастические снаряды как: брусья и бревно, гимнастические конь и кольца.
Фридрих Ян (Friedrich Ludwig Jahn,1778 - 1852) считается основоположником современной гимнастики. Благодаря ему стали широко использоваться такие гимнастические снаряды как: брусья и бревно, гимнастические конь и кольца.

Невозможно пройти мимо таких удивительных исторических совпадений. Как и Ма Лян и другие китайские реформаторы ушу, Фридрих Ян был посажен в тюрьму за свою деятельность искренне переживал из-за унижения своей Родины. В его случае это было поражение Пруссии в Наполеоновских войнах. Точно также Ян считал задачей всей своей жизни поднятие национального духа путём развития физических и моральных качеств молодежи. В его случае - чтобы подготовить её к борьбе против наполеоновской оккупации. И не просто так в его методику были включены такие важные для призывника дисциплины, как фехтование, плавание и пеший туризм.

В 1811 году Ян основал Берлинский гимнастический клуб, который к 1815 году вырос до 778 участников, затем в 150 городах Германии были основаны гимнастические клубы, которые в 1818 году объединяли в общей сложности 12 000 человек. Целью этого гимнастического движения был не только спорт. Важнее было формирование национальной воли с одной стороны и военизированного духа с другой, что удивительно перекликается с политикой Центрального института исследования боевых искусств в Нанкине, где морально-этические нормы и следование политике партии стоят наравне с физическими упражнениями, если даже не выше.

Однако Ян начинал не на пустом месте.

«Дедушка немецкой гимнастики» Иоганн Гутс-Мутс (Johann Christoph Friedrich GutsMuths, 1759 - 1839), автор первого немецкого гимнастического руководства «Гимнастика для юношества» (Gymnastik für die Jugend) 1793 года издания, где он собрал физиологические и диетические знания своего времени и использовал их для создания научной системы гимнастики.
«Дедушка немецкой гимнастики» Иоганн Гутс-Мутс (Johann Christoph Friedrich GutsMuths, 1759 - 1839), автор первого немецкого гимнастического руководства «Гимнастика для юношества» (Gymnastik für die Jugend) 1793 года издания, где он собрал физиологические и диетические знания своего времени и использовал их для создания научной системы гимнастики.

Гутс-Мутс не изобрел совершенно новых упражнений, он стремился учитывать индивидуальные потребности студентов, различая их по конституции и по уровню личной подготовки. Это важный момент, позднее мы встретим подобное и в Центральном институте Гошу, что в ту эпоху противоречило традиционному подходу: кем бы ты ни был, неважно, что знаешь и умеешь - все начинают с цзибэньгун.

Также Гутс-Мутс рекомендовал прусскому правительству преподавать гимнастику во всех школах, а также использовать её как показатель военной пригодности призывников. Ровно тоже самое мы увидим годами позже в Китайской Республике.

Важный момент заключается в том, что Ян превратил гимнастику Гутс-Мутса в

патриотическое воспитание в рамках подготовки к освободительной войне

и его призывы к объединению германских земель удивительно подходят к ситуации Эры Милитаристов в Китае. История - повторяется!

Вдохновившись идеями Яна, Гутс-Мутс пишет новую работу, где развивающая и укрепляющая гимнастика превращается в патриотически- солдатскую. Индивидуальная и образовательная гимнастика для учебных заведений уступила место общевойсковой подготовке.

Затем у вышеупомянутых немцев были последователи - великие скандинавские педагоги-физкультурники Франц Нахтегаль (1777–1847) и Пер Хенрик Линг (1776-1839). В итоге на конец XIX сформировалось несколько гимнастических систем, основанных на этих шведской системе:

  • французская, которая содержит упражнения из шведской, включая дыхательные упражнения, преодоление полосы препятствий в полном снаряжении и взаимопомощь при этом, а также плаванье и французский бокс-сават:
  • английская, где больше уделено места английскому боксу и упражнениям с булавами;
  • немецкая, с тремя версиями - для инфантерии, кавалерии и флота. За общую основу взята версия для пехоты. Как и предыдущие, она полностью основана на шведской, но - без гимнастических снарядов.

Напомню, что когда в Поднебесной начали спешно реформировать армию согласно современным требованиям войны, то ориентировались в первую очередь на немецкий опыт. Инициатор создания первой армии нового образца, губернатор провинции Чжили Ли Хунчжан еще в 1877 году направил в Германию группу офицеров перенимать немецкий военный опыт, а в Китай приглашались немецкие инструктора, переводились уставы и руководства. Одним словом, даёшь Ordnung во многовековом китайском бардаке! :)

Ли Хунчжан (1823 - 1901), основатель Тяньцзиньской академии.
Ли Хунчжан (1823 - 1901), основатель Тяньцзиньской академии.

Для оптимизации учебного процесса в 1885 году в городе Тяньцзинь открывают знаменитое Бэйянское военное училище. Это была первая армейская школа в Китае по западному образцу, а в качестве преподавателей туда набрали.. конечно же немецких отставников! Выпускником артиллерийского отделения и был вышеупомянутый Ма Лян.

Вот вкратце так. Если вы думаете, что на этот реформаторский дурдом порыв - закончился, то сильно ошибаетесь! В 1927 приходит к власти правительство Чан Кайши в Нанкине, выразившее недовольство прежними школьными реформами. Это так же коснулось и боевых искусств. Правительство Гоминьдан выпускает предписание:

руководителями ключевых учебных заведений и органов управления образованием должны быть исключительно члены партии Гоминьдан

Это потребовало создания собственной системы образования в сфере боевых искусств, приведшей к созданию Центрального Института исследования боевых искусств в Нанкине. Большинство преподавателей и методистов ранее были отправлены учиться в Японию, где перенимают идеи эволюциониста Герберта Спенсера о прогрессе, который обеспечивается сначала соревнованием между отдельными людьми, потом между группами людей и затем конкуренцией между нациями. Отттуда Центральный институт и позаимствует концепцию о необходимости физического и умственного развития каждого представителя своей нации.

Герберт Спенсер (1820 - 1903)
Герберт Спенсер (1820 - 1903)

Вот такой путь развития прошло #ушу от патриархальной системы обучения "один Учитель - один ученик", где традиционно Наставник был по сути старшим родственником обучаемого, сохраняя привычную модель общества в рамках Культа Предков. Но Новейшая история безжалостно сметала традиционный подход, замещая новыми тенденциями и методиками. Индивидуальное мастерство, как огранённый алмаз взросшее под наблюдением старомодного Учителя, сменилось массовым обучением.

Ну и небольшое мотивирующее видео в завершении :)