Найти тему

Эволюция сознания от материализма к религиозности

Считается, и это очень распространённое мнение, что религиозность — атрибут слабо развитого сознания, а материализм — развитого, образованного ума. Научными методами вряд ли можно доказать или опровергнуть это мнение — сложности начнутся уже на этапе определения, что такое религиозность и что такое материализм.

Но если подходить не строго, можно сказать, что материализм и религиозность — это два ответа на главный вопрос философии (что первично — дух или материя). Для материалиста первична материя, для религиозного человека, идеалиста — дух. Взять, к примеру, любовь: материалист будет стремиться определить это явление химическими процессами в мозгу, предопределёнными также некими материальными причинами. Ну а человек религиозный будет искать исток любви в области духа, а материальные её проявления ставить в зависимое к духу положение.

В древности обе установки, кажется, сосуществовали, и ни одна из них не считалась более развитой, чем другая. Но с эпохой Просвещения появилось то мнение, о котором я написала в первом абзаце: что в процессе общественного прогресса, образования и развития религиозность преодолевается материализмом.

Доказывать, что среди очень образованных людей есть глубоко религиозные, и среди религиозных — умные, сегодня всё равно что доказывать, что женщина — человек. Ну совсем уж очевидно и скучно, а сама постановка такого вопроса попахивает то ли корыстной пропагандой, то ли невежеством, то ли всем вместе. Интересно другое. История даёт примеры не просто существования умных и глупых верующих и неверующих людей, а эволюции сознания в рамках одного человека от материализма к духовности. Чем более развито сознание, тем меньше материализма и больше религиозности.

Один из ярких примеров — Достоевский. По молодости он крутился в оппозиционно-революционных кругах, мечтавших устроить в России переворот и добиться всяческих свобод для общества. Читал запрещённое письмо Белинского Гоголю, которое тогда произвело фурор и стало одним из веских оснований отправки Достоевского на каторгу.

В этом письме было много о религиозности и атеизме в российском обществе. Были тезисы о том, что русский народ желает и нуждается в просвещении и гуманизме вместо религиозности и аскетизма, что наш народ — глубоко атеистический благодаря тому, что в нём много здравого смысла и положительности в уме. Кажется, будто Белинский считает религиозность мракобесием, побеждаемым здравым смыслом. Но при этом учение Христа, которое Белинский толкует на свой лад, оказывается по его словам полезным, потому что его смысл сводится к свободе, равенству и братству, а также борьбе с неправильной властью.

Письмо, кстати, несмотря на какое-то очень специфическое понимание христианства, было признано шедевром. Оно очень пылко и ярко написано — не удивительно, что оно многих восхищало, Ленина в том числе. Но что интересно — Достоевский, лично пройдя через жестокую государственную систему, обличаемую в письме, впоследствии изменил и свои политические, и религиозные взгляды в сторону монархизма, консерватизма и православия.

Другой пример — Николай Бердяев, который в юности тяготел к революционному марксизму, а потом пришёл к глубоко религиозной философии.

В силу недостатка своей образованности в этом вопросе, сходу я не смогу привести ещё примеры по мыслителям прошлого. Но можно взять великих людей современности — например, Егора Летова, очень талантливого и очень прозорливого человека, чувствующего русскую стихию. Много у него поклонников, которые ценят в Летове панк-рок, жгучие образы, его молодую революционность, а позднего Летова считают скучным и неинтересным, прогоревшим. Хотя 43 года, в которые Летов ушёл — это вообще почти молодость по нынешним меркам. Но именно в поздних его песнях, по-моему, больше всего глубины и смысла. Да, там прямо не говорится о религии, но тема и вопросы, поднимаемые там — о жизни и смерти в первую очередь — религиозные. И показательно, что как Достоевский и Бердяев перешли от политических вопросов к философским (и от материализма к религиозности соответственно), так же перешёл и Летов.

-2

Может быть, и даже наверняка, такой переход от материализма к религиозности связан с приближением к смерти. Чем старше человек, чем ближе он к смерти, тем чаще он задумывается о смысле проживаемой жизни. И если вопрос о смысле не отпускает и тревожит, если человек не забивает его бытом, может появиться та или иная форма религиозности, не обязательно с конфессиональной привязкой.

Развивающаяся наука много дала человеку технических достижений, много рассказала об устройстве материального мира. Но вопрос о Боге она не могла и не сможет снять, ибо её деятельность идёт в другой плоскости. Наука не может заменить религию и даже философию, потому что ничего не говорит о смыслах. В итоге ищущее сознание часто эволюционирует не от религиозности к материализму, а наоборот. Материалистом ведь быть проще — оперировать конкретными понятиями, имеющими материальное выражение, которые можно непосредственно наблюдать и изучать опытным путём. Но когда сознание переходит на уровень абстракции, чего-то такого, что нельзя никак проверить эмпирически, это уже шаг в сторону религиозности или хотя бы идеализма.

#философия #религия #религиозность #материализм #атеизм #российское общество #бердяев #достоевский #летов #белинский