Найти тему
Виталий Минутко

Психиатрия и религия

В наш стационар периодически приезжает батюшка из местной церкви  Мы уже много лет совместно оказываем помощь верующим в Бога больным. Кроме того, в программу пребывания в нашей клинике по желанию пациентов может входить, если это не противопоказано на данном этапе лечения, посещение церкви.

В то же время, мы стараемся дистанцироваться от различных сект, которые, напротив, крайне агрессивно пытаются найти контакт с нашими больными, ведь, как известно, когда человеку трудно он всегда ищет помощи.

Особенно опасны в плане эксплуатации больных, использования их в своих целях, некоторые западные псевдонаучные течения играющие на отсутствие критики больным к своему состоянию, например, при наличие бреда, которые стоят на позициях антипсихиатрии, прикрываются призывами в защите прав психически больных и прячут свои ячейки за громкими названиями («Гражданская комиссия по правам человека»). Не менее опасны для больных и некоторые другие условно "христианские" учения( искажающие основные Библейские постулаты, например понимание Иисуса Христа) , которые постоянно пытаются распространять среди больных свою литературу.

Достаточно часто в нашей клинике проходят лечения и представители других традиционных религий: мусульмане, реже представители других христианских конфессий и буддисты.

Мы всегда с уважением относимся к вере каждого пациента и различаем истинную веру от религиозно-мистических переживаний, столь часто встречающихся в клинической картине психозов. Многие наши пациенты стремятся к Богу, поскольку не могут объяснить себе те галлюцинаторные и бредовые переживания, которые имели место в их прошлом или присутствуют в рецидивах психического расстройства.

Бог исцеляет пациента через врача и эту истину важно донести до сознания больного. Многие известные психиатры были верующими людьми, например, Д.Е. Мелехов (1899-1979) — основоположник отечественной социальной психиатрии.

Основные традиционные религии в своем большинстве отличаются терпимостью и стремятся к истинному принятию теологической доктрины, проповедую собственный выбор и осознанное самостоятельное принятие религиозных принципов. Напротив, работа сект построена на обмане, стремлении сформировать чувство страха или зависимости от лидеров «учения». Основной задачей сект является эксплуатация больного человека в различных формах: финансовой, физической и даже сексуальной. Лидеры секты обычно авторитарны и используют власть, нарушая при этом элементарные этические нормы. Больным внушается, что их родственники и другие люди, находящиеся за пределами сект являются носителя зла, что они недостойны уважения и заслуживают возмездия.

К сожалению, некоторые религиозные деятели применяют ритуалы «изгнания дъявола», в моей практике нередко встречались психически больные, у которых после таких «процедур изгнания дъявола» резко ухудшалось психическое состояние, усиливались галлюцинаторные или бредовые переживания.

Церковь не может заменить медицину, да по большому счету и не стремится к этому.

Мне неоднократно приходилось лечить священнослужителей и их родственников от психических расстройств и в большинстве случаев они шли на это, включая фармакотерапию и психотерапию.

Кстати, отмечу, что моя книга «Справочник психотерапевта» (2002) была приобретена нашей православной церковью в достаточно большом количестве экземпляров.

По словам Ф.М. Достоевского, для русского человека характерно двойственное отношение к вере в Бога, «он одной ногой стоит в вере, другой — в неверии», однако, сегодня все большее число психиатров причисляет себя к верующим. По моему мнению, на самом деле это не так, лишь примерно 10% отечественных психиатров действительно верят в Бога.

Мое отношение к Богу менялось на протяжении жизни, в 40 лет я осознанно крестился, в 45 лет — внимательно прочитал библию. Личная трагедия поколебала мою веру в Бога, но полностью ее не смогла уничтожить. Мне много приходилось беседовать со служителями разных религиозных культов и путешествовать по разным святым местам. Большое путешествие по Индии, столь богатой разными конфессиями и древними религиями мне много дало для понимания их культурно-исторической ценности.

Опыт показывает, что неудовлетворенность психиатрами результатами традиционного лечения толкает их к вере в Бога, к осознанному или чаще неосознанному применению духовных практик (состояние транса, самовнушение, исповедь и пр.).

Я согласен с теми, кто полагает, что вера придает уверенность в завтрашнем дне и дает спокойствие, что по вере, человеку обычно и воздается, однако, я полагаю, что результат жизни человека в первую очередь зависит от него самого, от его активности и целеустремленности.