Найти в Дзене

Чек-лист по работе с отзывами сотрудников: как их собирать и что с ними делать

Оглавление

В эпоху, когда людям важно психологическое здоровье, уважительное отношение начальства, удобный офис с печеньем, возможности самореализации и прочее, недостаточно просто предложить зарплату больше, чем у конкурентов. Надо создать условия лучше, чем у конкурентов. Что это за условия — подскажут сами сотрудники.

Отзывы есть внутренние и внешние. Внутренние — это те, которые вы получаете у сотрудников для себя, обрабатываете и смотрите, что можно улучшить в компании. Внешние — это те, которыми работники делятся на отзовиках. Поговорим о первых.

Какие задачи закрывают отзывы

Если глобально — улучшают ситуацию в компании. Если менее глобально:

  • ценные сотрудники не хотят уходить к конкурентам
  • новые сотрудники хотят работать у вас

Можно регулярно повышать зарплату или улучшать всё подряд. Но быстрее и логичнее работать над тем, что важно именно вашим соискателям и сотрудникам. Потому что в одной сфере людям нужны премии, в другой возможности роста, в третьей ДМС и корпоративный психолог.

Чьи отзывы собирать?

Работайте с тремя категориями: текущими сотрудниками, бывшими и потенциальными. Первые скажут, что улучшить, вторые — почему они ушли, а третьи — что нужно, чтобы они у вас работали.

Когда собирать отзывы?

Если коротко — всегда, когда вас волнует отношение сотрудников к компании и её руководителям, вы хотите, чтобы специалисты были довольны работой и не увольнялись. И обязательно, если:

  • у вас большая текучка по неясным причинам
  • вы хотите сформировать кадровый резерв
  • на рынке появился сильный конкурент

Как собирать отзывы

🟠 У текущих сотрудников

  • запустите рассылку и объявите о сборе отзывов на внутреннем собрании
  • создайте форму, в которую можно вписывать отзывы, установите в офисе ящик с предложениями или сделайте и то, и то

Сообщите, что на добровольной основе собираете мнение специалистов. Объясните, что отзывы помогут сделать компанию лучше для сотрудников, поэтому вы готовы к критике. Уточните, что всё анонимно, отзывы не будут влиять на премии, выбор кандидатов на повышение и не только.

🟠 У прошлых сотрудников

Заведите форму опроса, чтобы увольняющиеся сотрудники могли рассказать о причинах увольнения и о том, что бы они хотели изменить в компании. Здесь принцип анонимности теряется, но специалист, который уже одной ногой не в компании, может быть более откровенен. На всякий случай пообещайте, что дальше вас эта информация не уйдёт. А когда вы соберёте десяток-другой отзывов, обобщите их и общие данные передайте руководству без пояснения, кто именно что сказал.

Материал по теме: Всегда просите о собеседовании при увольнении!

🟠 У потенциальных сотрудников

Сделайте посадочную страницу с вопросами и размещайте рекламу этой страницы на разных площадках. Таргетируйте рекламное объявление только на тех, кто вам нужен. Например, ограничьте возраст, образование и сферу интересов. Или узнайте адрес офисов конкурентов и давайте объявление только с этим гео.

Что узнавать?

  1. Общие условия: что устраивает (зарплата, возможности роста, коллектив, адекватное начальство и др.). Чтобы было проще, выделите несколько пунктов и попросите оценить их по 10-балльной шкале, но оставьте строку и для ввода своего ответа.
  2. Общие условия: что не устраивает (что нужно добавить, что вызывает стресс и др.). Можете также обозначить несколько пунктов (подсмотрите преимущества конкурентов и спросите, нужно ли внедрять их у вас). И не забудьте про возможность вписать свой ответ.
  3. Взаимодействие команд. Есть ли в команде токсичные люди, могут ли сотрудники найти общий язык друг с другом и др.
  4. Задачи. Много их или мало, сложные или простые. Возможно, кто-то перегружен, кому-то не хватает навыков, чтобы выполнять свою работу. Конечно, едва ли сотрудники будут писать, что у них мало задач, а они хотят много. Но если вы получите пару анонимных отзывов, что Иван Иванович из цеха №3 целыми днями смотрит видеоролики, так как ему нечем заняться, это станет явным поводом пересмотреть загрузку Ивана Ивановича.

Как получить объективную оценку?

Главное условие: анонимность. Никаких конкурсов на лучший или на самое большое количество отзывов. Разрешите пользователям оставлять свои контакты, но это не настаивайте на этом. И сообщите на собрании и в рассылке, кто готовы к критике и свежим идеям.

Как обрабатывать отзывы?

Если собирать отзывы, но ничего не делать, вы усугубите ситуацию. Сотрудники, настроившись на улучшение условий работы, будут этого ждать. Если ничего не произойдёт, о вас начнут думать как о работодателе, который не держит слово и остаётся равнодушен к мнению специалистов.

  1. Рассортируйте отзывы. Отдельно про условия работы, отдельно про задачи, отдельно про команды и так далее.
  2. Расставьте приоритеты. Среди приоритетных должны быть самые частые проблемы, те, что влияют на производительность труда, и те, что могут стать причиной увольнения ключевого специалиста или большого количества сотрудников.
  3. Проанализируйте причины. Если причины популярных проблем неочевидны, запустите повторный опрос, где уточните их и попросите поделиться вариантами решений.
  4. Заявите, что проанализировали отзывы. На собрании или в рассылке поблагодарите всех за обратную связь, выделите основные проблемы, скажите, в каком порядке вы планируете их решать, как и в какие сроки. Пусть специалисты видят, что делились мнением не зря.
  5. Объясните, почему некоторые перемены невозможны. Но никаких «это дорого» или «это глупо» — продумайте ответы, которые устроят сотрудников. Например, что не будете раскладывать по офису вазы с печеньем не потому, что вам не хочется каждый день зависать в кондитерской, а потому, что на крошки прибегают тараканы, крошки могут попадать на технику, а ещё печенье — это лишний вес, а его вы сотрудникам не желаете.
  6. Продумайте решения. Возможно, вам нужно будет привлечь каких-то специалистов, сформировать команды. Назначьте всем встречи, продумайте план этих встреч.
  7. Получите обратную связь. Реализуйте несколько предложенных идей, подождите с месяц и запустите опрос: как сотрудники оценивают изменения, соответствует ли реальность ожиданиям или нет. Конечно, всё снова должно быть анонимно.

Как распространять отзывы

Внутренние отзывы не нужно выкладывать на отзовиках или на своём сайте. Реализуйте то, что вам подсказали, а затем распространяйте новые преимущества, например, в вакансиях.

Как часто собирать отзывы?

Собрать отзывы, ввести ряд практик в дело и на этом выдохнуть — значит, не использовать потенциал инструмента. Нужно вводить всё новые и новые привилегии, ведь мир не стоит на месте. Проводите опросы примерно раз в полгода при условии, что будете успевать реализовывать идеи специалистов.

__

Вы собираете отзывы сотрудников?