Найти в Дзене
Preschools.ru

Какую программу выбрать для работы с детьми раннего возраста?

В российских детских садах открывается всё больше групп для детей раннего возраста. С одной стороны, этот процесс «запущен» федеральными и муниципальными властями. Обеспечение всех маленьких граждан, начиная с двухмесячного возраста, местами в дошкольных образовательных организациях – задача, которую обязательно нужно решить в короткие сроки, чтобы реализовать государственную политику в области образования. С другой стороны, велик социальный запрос на общественное образование детей до трёх лет. Современные родители стремятся как можно раньше начать обучение своих малышей, чтобы вырастить их умными и успешными. Дошкольные работники, и руководители, и педагоги детских садов, волей-неволей включаются в работу по организации групп детей младенческого (от 2-х месяцев до 1 года) и раннего (от 1 года до 3-х лет) возраста. Их усилия – титанические. Нужно подобрать подходящие помещения в здании и места для прогулки на участке детского сада. Нужно отыскать учреждения профессионального образовани

В российских детских садах открывается всё больше групп для детей раннего возраста. С одной стороны, этот процесс «запущен» федеральными и муниципальными властями. Обеспечение всех маленьких граждан, начиная с двухмесячного возраста, местами в дошкольных образовательных организациях – задача, которую обязательно нужно решить в короткие сроки, чтобы реализовать государственную политику в области образования. С другой стороны, велик социальный запрос на общественное образование детей до трёх лет. Современные родители стремятся как можно раньше начать обучение своих малышей, чтобы вырастить их умными и успешными.

Дошкольные работники, и руководители, и педагоги детских садов, волей-неволей включаются в работу по организации групп детей младенческого (от 2-х месяцев до 1 года) и раннего (от 1 года до 3-х лет) возраста. Их усилия – титанические. Нужно подобрать подходящие помещения в здании и места для прогулки на участке детского сада. Нужно отыскать учреждения профессионального образования, где можно было бы обучить воспитателей для работы с такими маленькими детьми, подготовить кадры. Нужно разработать в своём детском саду основную образовательную программу для дошкольного уровня образования с учётом образовательной деятельности с детьми до трёх лет и рабочие программы воспитателей. Нужно оборудовать помещения и участок всем необходимым, сделать предметно-пространственную среду в группах раннего возраста безопасной и по-настоящему развивающей. И многое ещё важное и нужное ложится на плечи тех, кто задумал открыть в своём детском саду группы для детей младенческого и раннего возраста.

«Какую программу порекомендуете для работы с детьми раннего возраста?», – часто спрашивают дошкольные работники.

Универсальной программы не существует. Для каждой дошкольной образовательной организации программа воспитания и обучения детей раннего возраста уникальна. Стандарт дошкольного образования требует, чтобы каждый детский сад разрабатывал такую программу сам. Эта программа ежегодно меняется: в неё вносятся коррективы, она актуализируется, развивается вместе с детским садом и определяет будущее развитие учреждения. Этим достигается повышение качества дошкольного образования в детском саду.

Как и во всяком сложном деле, для разработки основной образовательной программы дошкольной образовательной организации есть важные, нужные, хорошие подсказки.

Это федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (https://fgos.ru/fgos/fgos-do/), Примерная основная образовательная программа (https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/primernaya_osn_obr_prog_do.pdf), авторские вариативные образовательные программы, написанные в соответствии со стандартом дошкольного образования и собранные в «Навигаторе» (https://firo.ranepa.ru/navigator-programm-do).

Среди авторских программ есть комплексные, то есть те, которые описывают работу с детьми по всем пяти образовательным областям, перечисленным в стандарте: по социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию. Что касается раннего возраста, то это программа воспитания и обучения детей от 2-х месяцев до 3-х лет «Теремок», созданная коллективом авторов под руководством И.А. Лыковой. В дошкольном возрасте, с 3-х до 7-ми лет эту программу продолжает программа «Тропинки», разработанная научным коллективом, который возглавил В.Т. Кудрявцев.

Такая преемственность программ для детей разных возрастов очень важна, потому что обеспечивает непрерывность образования – ведущий принцип Российской образовательной госполитики.

Другая комплексная программа для групп детей раннего возраста – «Первые шаги», авторы Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. Программа разработана и для групп полного дня, и для групп кратковременного пребывания.

В «Навигаторе программ дошкольного образования» собраны комплексные программы, которые одновременно охватывают и ранний, и дошкольный возраст: «Детский сад 2100», «Детский сад по системе Монтессори», «Детство», «Истоки», «От рождения до школы» и некоторые другие.

А есть программы парциальные, в которых раскрыто содержание образования по одной или нескольким образовательным областям. Например, программы художественно-эстетического развития детей с 2-х лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой и «Цвет творчества» В.Н. Дубровской или программа речевого развития «От звука к букве» Е.В. Колесниковой.

Выбор вариативных авторских программ-подсказок, которые будут помогать администрации и педагогическому коллективу разрабатывать основную образовательную программу своей дошкольной образовательной организации, должен стать коллективным решением. Он зависит от материально-технических, кадровых возможностей конкретного детского сада, от пожеланий родителей малышей, которые придут в группы раннего возраста.

Поэтому, прежде чем выбрать «свою» программу, необходимо изучить и обсудить на собрании педагогического коллектива те, которые предлагает «Навигатор». Желательно провести опрос родителей будущих воспитанников, чтобы учесть их мнение при разработке программы детского сада.

Нежелательно объединять в программе вашего детского сада отдельные части разных вариативных программ. Каждая авторская программа уникальна, имеет индивидуальные акценты и своё видение построения содержания образования маленьких детей. «Смешивание» программ разных авторов может нарушить целостность педагогических подходов и снизить образовательные результаты дошкольного образования.