Хранители вечности
Шигирский идол
Мировая история пишется завоевателями. Поэтому история Америки фактически начинается с Колумба, а Урала - с Ермака. А между тем существуют свидетельства, что на территории Урала находилось несколько древних высокоразвитых цивилизаций, о которых и по сей день мало что известно. Деревянная скульптура древнего идола, найденная на дне Шигирского озера, свидетельствует о том, что самая древняя цивилизация существовала на Среднем Урале 9,5 тысячи лет назад, то есть на пять тысяч лет раньше, чем древнеегипетская цивилизация...
О существовании древних цивилизаций на территории России, к сожалению, известно очень мало. Хотя скандинавские скальды, например, воспевали богатую страну Биармию, расположенную на территории нынешнего Пермского края. Викингов восторгал храм биармийцев, построенный в честь божества Юмалы, который снаружи был обложен золотом и алмазами, а украшения внутри его, состоящие тоже из золота и драгоценных камней, нельзя было увезти и на четырех кораблях.
Но если Биармия существовала после Рождества Христова, то почти четыре тысячи лет назад, задолго до появления первых городов в Европе, на Урале обитала другая цивbлизация, оставившая следы своего существования.
Поразительная находка
Так называемый Шигирский идол был найден 24 января 1890 года в торфянике на берегу Шигирского озера близ города Калата (ныне Кировград).
Русские первопроходцы еще в середине XVII века в глухой таежной местности Тагил-Нейвинского междуречья облюбовали небольшой уголок. В поселке, названом Калата, они возвели свои дома и занялись добычей медного колчедана. Потом в этих же местах нашли россыпные место рождения золота. Вскоре Калата стала центром золотодобычи, вокруг нее, как грибы, стали появляться прииски: Шуралинский, Язовский, Касьяновский 1-й и Касьяновский 2-й, Глуховский и другие. Охота за золотом шла нешуточная.
Летом 1754 года крестьянин деревни Калата Алексей Федоров отыскал самородок весом в один фунт двадцать золотников (более 400 г). Но открыть «золотое» место приказчикам хозяев этих мест Демидовых он отказался. За это они упекли фартового мужика в свою нижнетагильскую тюрьму, где бедолага провел аж 27 лет. В XIX веке земли сменили своих хозяев. Вместо Демидовых править на них стали представители шведского дворянского семейства - перешедшие на русскую службу графиня Мария Стенбок- Фермор и ее сын Александр.
В 80-х годах XIX века золотоискатели в торфянике на берегу Ши-гирского озера случайно обнаружили множество древних изделий из кости и камня: кинжалы, луки, весла и даже ковшички с великолепным гравированным орнаментом. Торф оказался прекрасным консервантом для древностей. Граф Александр Стенбок-Фермор, надо отдать ему должное, понял важность найденного на его землях исторического наследия и допустил для исследования торфяника археологов из Москвы и Петербурга, Казани и Парижа.
В результате в 1890 году на 2-м Курьинском прииске Шигирского торфяника на глубине четырех метров сделали удивительную находку. Из-под слоя грязи извлекли часть большой деревянной скульптуры, на которой явственно проступали человеческие черты. Вскоре рядом нашли еще несколько фрагментов, которые все вместе и составили облик Шигирского идола.
Первозданный образ
Уральские древности, найденные возле Калаты, вскоре обрели свое место в различных музеях, в том числе в Эрмитаже и Парижском музее естественной истории, куда передал найденные им экспонаты французский барон Жозеф де Бай. А Шигирского идола граф Стенбок-Фермор передал музею Уральского общества любителей естествознания. В начале XX века хранитель музея Лобанов и археолог Толмачев основательно занялись его исследованием и реконструкцией. В результате из различных частей был воссоздан первозданный образ идола в виде огромной деревянной статуи ростом 5,3 метра с выразительной головой и туловищем, или туловом, как называют его ученые, с четырех сторон испещренным надписями и резными геометрическими узорами. Выходило, что на Урале обосновался самый большой деревянный идол, когда-либо найденный на Земле. Было установлено, что он изготовлен из цельного бревна сибирской лиственницы и служил неким ритуальным целям. Оставалось только диву даваться, как жители старины глубокой каменными топорами изготовили такую большую и сложную скульптуру. При чем нижний конец фигуры — затесанное на конус бревно с выемкой в основании — свидетельствовал, что идол не вкапывался в землю, а возможно, был переносным и крепился к дереву или столбу.
Можно предположить, что из Шигирско го идола еще в начале XX века следовало сделать мировую сенсацию и символ земли Уральской, воплощенный в сувенирной продукции. Однако он тихо и мирно лежал в запасниках краеведческого музея. Правда, благодаря этому он пережил революцию и прочие политические катаклизмы, хотя и уменьшился в размерах. В годы Великой Отечественной войны фондам Свердловского областного краеведческого музея пришлось потесниться из-за эвакуированных на Урал экспонатов ленинградского Эрмитажа. Именно тогда была безвозвратно утрачена нижняя часть тулова Шигирского идола длиной 193 сантиметра. Но даже в укороченном виде он все равно остался самой большой древней деревянной скульптурой в мире. Однако о его наличии знали, по сути дела, только специалисты.
Загадки истукана
Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В конце XX века идол начал разрушаться. В связи с этим было решено изготовить для него на уральском оборонном заводе специальную «оберегающую» витрину. А перед тем как упрятать его навеки в ней, решили, наконец, разобраться с его возрастом. Благо что новейший радиоуглеродный анализ позволял установить его довольно точно. Для верности тридцать граммов древней древесины, извлеченной из идола, отправили сразу в две разные лаборатории - в Санкт-Петербурге и Москве. Результаты анализов совпали и вызвали настоящую сенсацию - идол оказался супердолгожителем. Его возраст оценили в 9,5 тысячи лет. То есть эту фигуру высекли задолго до Всемирно го потопа и всех прочих известных событий в истории человечества.
После этого заключенный в новую красивую витрину Шигирский идол наконец был выставлен в музее для всеобщего обозрения. Это сразу привлекло к нему большой интерес, и началось широкое обсуждение версий его предназначения.
Этнографы высказывают предположение, что в Шигирском идоле древние увековечили лунный календарь, зашифрованный в узорах на его тулове. Среди изображений исследователи нашли персонажи, связанные с Верхним (небесным) и Нижним (подземным) мирами, фигуры, воплощающие женское и мужское начало, мир растений и мир животных. Но прежде всего — на идоле выделяются семь персонажей: верхнее двустороннее изображение с объемной головой и по три фигуры на лицевой и оборотной плоскостях. Предположительно это изображения духов, обитающих в разных мирах. А их число - семь - и натолкнуло ученых на мысль: орнамент Шигирского идола, возможно, не что иное как лунный календарь.
Однако более достоверной кажется версия доктора философских наук профессора Валерия Чудинова, который утверждает, что идол — скульптура древнеславянской богини болезней и смерти Мары. Ее ставили на болоте, которое у древних ассоциировалось именно с царством мертвых, а идол служил его своеобразным стражем. Что бы оттянуть свое путешествие в это царство, Мару старались задабривать, несли к подножию истукана различные дары.
Профессор попытался расшифровать узоры на идоле и истолковал некоторые из них как слова: «Маара» и «Бог», а также фразы: «Тонкие миры Мары» и «У Маре таятся несметная воинов рати». А где таятся «воинов рати»? Конечно, в загробном мире.