В День Государственного флага России мы вспоминаем о далекой истории первых русских знамен. В старину знамена именовались как «стяг», а выражение «поставить стяг» означало приготовление войска к бою. Первоначально стяги представляли из себя длинные шесты, на вершине которых укреплялись древесные ветви, пучки трав, конские хвосты и т.д. В летописях они получили название «челки становой». В более поздние времена на стягах начали укреплять большие куски тканей яркого цвета, которым придавали вид клина, а верхний конец стяга стали вооружать металлическим острожком.
С введением Христианства на полотнах стяга стали появляться вышитые изображения животворящего Креста Господня; острожок, которым вооружался верхний конец стяга, также стали заменять крестом. Под острожком подвязывалась челка, окрашенная яркой краской. Во время походов стяги, снятые с древок, перевозились в обозе вместе с оружием и с доспехами, которые, по обычаю того времени, надевались только перед сражением.
Во время битв стяги ставились преимущественно в середине расположения войска, на возвышенных точках. Из русских летописей мы узнаем о том, что стяг во время военных действий указывал на местоположение князя, на пункт, вокруг которого располагались дружины. Все усилия нападающих направлялись к тому, чтобы сбить стяг. Выражение «подрубить стяг» означало нанести поражение противнику.
И наоборот, противоборствующая сторона сосредотачивала около стяга все средства обороны; отчего самые жаркие схватки, самые кровавые сечи, происходили всегда под стягами. Охранять стяг доверяли самым сильным и достойным воинам – «стяговикам».
Стяг придавал значительность событиям мирной жизни. Рядом со стягом произносили клятвы, заключали политические договоренности.
В течение времени между XII и XY веками, когда Россия была разделена на уделы, каждый удельный князь имел свою рать, и свой стяг. Поскольку каждый военачальник имел свой стяг, полки делились и считались по числу знамен и стягов. Так в 1216 году в войне князя Георгия Суздальского с новгородцами у последних было тринадцать, а у первого семнадцать стягов.
Наряду со стягом в русских летописях упоминалось и такое понятие, как хоругвь. У исследователей нет однозначного толкования этого термина. Одни считают, что хоругвь - это более позднее наименование стяга с изображением святого (или святых), появившихся после распространения на Руси христианства. По другим версиям, «стяг» и «хоругвь» означали практически одно и то же. А с распространением религиозных изображений хоругвями стали называть именно военные знаки с изображениями святых ликов.
Из широкого употребления слово «стяг» стало постепенно уходить примерно с XYII столетия, уступив место слову «знамя». Стяги и знамена в допетровской Руси подразделялись на знамена Великих государей, большие или «Великие» полковые, полковые и сотенные. Форма их была различна, но главной формой Государевых знамен была с одним откосом «косынею». Согласно летописям, перед черным знаменем (по другим источникам – красным) с вышитым на нем образом Иисуса Христа молился в 1380 году князь Дмитрий Иванович перед Куликовской битвой.
Если вас заинтересовали факты об истории русских знамен, то вы можете обратиться к нашей виртуальной выставке «Государственный флаг России: наша история, гордость, величие»