Найти тему
UX Notes

Какую проблему клиента решает продукт?

Михаил Руденко написал, как определить проблему потребителя.

  • У бизнеса нет подходящего языка для описания сущности, которая выступает причиной, приводящей клиента к покупке. В продакт-менеджменте её называют проблема, в маркетинге – потребность, но нет нормального определения.
  • Нет универсальной модели, применимой для любых потребителей и продуктов, которая позволит не только понимать поведение клиентов, но и адекватно на него отвечать, создавая ценностные предложения.
  • Почему сложно ответить на вопрос «Какую проблему клиента решает продукт»? Проблема не существует сама по себе, а проявляется в контексте.
  • Надо определить а) желаемое состояние, которое характеризуется определёнными объективными обстоятельствами и субъективными переживаниями, б) ситуацию возникновения потребности со своими обстоятельствами (давление ситуации) и переживаниями (дискомфорт), в) барьеры, мешающие перейти в желаемое состояние.
  • Желаемое состояние должно возникать именно в связи с попаданием в ситуацию возникновения потребности. Можно годами смотреть в зеркало и представлять себя стройным, но ничего для этого не предпринимать. В спортзал человека приводят ситуации: не влез в любимую одежду, услышал, что называют толстяком, и так далее.
  • Барьеры, мешающие перейти в желаемое состояние, — проблемы, за решение которых клиенты готовы платить. Они тоже могут быть связаны с обстоятельствами или субъективными ощущениями. Их полезно разделять на барьеры, связанные и не связанные с опытом (своим и чужим) использования альтернативных решений.
  • Проблемы лучше формулировать в риторике присутствия: «Отсутствие таск-менеджера» → «Неразбериха с задачами». У первой проблемы есть только одно решение — внедрение таск-менеджера, нет выбора и конкуренции решений.
  • Иногда путают проблему и задачу: «Мы решаем проблему подготовки документов для налоговой». Подготовка документов — задача, которую надо выполнить. Само её наличие не гарантирует, что клиент купит для этого какой-то продукт.
  • Потребность — это про то, что клиент хочет. А проблема — почему клиент не может получить то, что он хочет, не потратив свои деньги.