Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Пропущенные юбилеи или "Даавнооо это быыло..." 45 лет "Неоконченной пьесе для механического пианино"

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!

Да-да, давние подписчики канала могут пожурить меня за вторичность материала, что-то подобное у меня уже было года полтора назад, но оправдаюсь... Подобно старине Мао я придерживаюсь политики ревизионизма уже созданного когда-то, презрев всяческую ревматическую догматику, а также не чужд и перфекционизма, а, стало быть, не грех и собственное старьё, от совершенство далёкое, переосмыслить, приукрасить сверху вишенкою и это блюдо вынести под "але-гоп". Такой цыганский цирк, где, как известно, конь ворует сам себя. Что и делаю. Да и юбиляр у нас нынче таков, что и не зазорно вовсе.

Для начала давайте хоть ненадолго окунёмся в Эпоху - чтобы создать тот самый эффект 3D, что поможет нам ощутить вновь аромат и прелесть картины.

...1977 год. Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев становится одновременно и Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Таким образом, обе высшие должности СССР – партийная и государственная – занимаются одним человеком. Здоровье Леонида Ильича к тому времени – хуже год от года, он всё более напоминает пресловутого свадебного генерала, и всё более даёт обильную почву для анекдотов о себе. Правда, надо отдать должное советским людям: обшучивают дряхлеющего генсека как-то по-доброму, не зло. Сейчас такие геронтологические кунштюки снова входят в традицию и, вполне возможно, История в силу своей неизбежной цикличности сапроксимирует нам не только «застой» со всеми его экономическими прелестями, но и соответствующее отношение к стареющему Маэстре – только уже безо всякого снисхождения.

Давно это было... Амфор и стерхов тогда ещё не придумали, а хоккей смотрели только по телевизору...
Давно это было... Амфор и стерхов тогда ещё не придумали, а хоккей смотрели только по телевизору...

1977 – год обсуждения и принятия новой Конституции СССР – Конституции «развитого социализма»

«...Это — общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности»
«...Это — общество, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех»

Замечательные, прекрасные слова! Хотелось бы провести сравнительный анализ с современным... документом (или, как назвала это одна нарочно привлечённая попрыгунья – «замечательной книгой»), но есть опасения, что такой скрипт может сыграть в судьбе вашего автора весьма злую шутку, а окунаться в 37-й особого желания не имею.

По подписи можно многое сазать о человеке. Подпись Генсека гораздо симпатичнее, чем... трам-пам-пам...
По подписи можно многое сазать о человеке. Подпись Генсека гораздо симпатичнее, чем... трам-пам-пам...

Невероятное по значению событие происходит в 1977 году в жизни ленинградцев: открываются две новых станции метро, соединяющие с городом активно застраивающиеся юго-западные окраины города, - «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов». Для "непитерцев" поясню: прошло 45 лет, а дальше метростроевцы так и не продвинулись.

«Проспект Ветеранов» и спустя почти полстолетия остался «крайней» станцией «красной» ветки. Проходимость её на сегодня – более 2.5 млн. человек, это – одна из самых перезагруженных станций метро в России, и – по всей вероятности – ситуация будет развиваться по самому пессимистичному сценарию. Городятся гигантские микрорайоны, связанные с центром тремя, не предназначавшимися изначально для потоков такой интенсивности, путепроводами. Питерское метро – самая таинственная рукотворная субстанция в РФ. Она окончательно замерла в своём развитии, но никто не объясняет нам – почему? Мнение по этому поводу, конечно, есть, но опубликовать его невозможно ввиду превалирования ненормативной лексики в адрес городских управленцев. Недавно опубликованные новые планы посулили было какую-то математическую фантастику - сродни полётам на Марс, но в связи с последними событиями бюджет быстренько обкарнали в два раза. Впрочем, никто даже не удивился. Мы привыкли!

А как прекрасно всё начиналось! Строительство станции "Ленинский проспект" 1975 г
А как прекрасно всё начиналось! Строительство станции "Ленинский проспект" 1975 г

Всё выглядит почти идиллично - настолько, что хочется вторить вслед за Волком-Басовым из "Красной Шапочки":

Помню я светлую речку,

Помню нетронутый лес...

Ходит, бывало, овечка,

Никто овечку не ест...

В 1977-м году уходят из жизни три иконы мировой культуры, каждая в своей «нише» по значимости на голову превосходит своих «коллег»: Владимир Набоков, Чарли Чаплин и Элвис Пресли. Смерть первых – объяснима по возрастным причинам и в некотором роде даже естественна – просто пришло их время, уход же Элвиса в его 42 года – трагедия для миллионов его поклонников и повод для многочисленных версий о том, что эта смерть – лишь мистификация. О значимости идола хорошо сказано в фильме по сценарию Квентина Тарантино «Настоящая любовь»: весь мир делится на поклонников «Битлз» и тех, кто без ума от Элвиса. Похоже не правду! Во всяком случае убеждён: спустя, скажем, двадцать лет никто не скажет - "Этот мир делится на тех, кто тащится от Басты, и тех, кто всё не может забыть Лепса". Просто скромно отмечу (на всякий случай): я - в когорте битломанов. Мне кажется, они как-то ближе русской душе, хотя не признавать (или отрицать) значение в мировой культуре Пресли просто нелепо.

Лидер советского кинопроката 1977-го года – комедия Эльдара Рязанова «Служебный роман», собравшая 58.4 миллиона зрителей. Буквально в спину ей дышит «Судьба» Евгения Матвеева по роману Петра Проскурина с 57.8 миллионами. Если первая благополучно пережила свой юбилей, войдя заслуженно в "золотой фонд" советского кино, то вторая как-то затерялась в тумане времени. А мы сегодня вспомним картину, не вошедшую в «лидерский» прокатный рейтинг, но ценную гораздо более и совершенно иным.

"Родная" советская афиша. Когда-то, помнится, такая висела практически в каждом кинотеатре
"Родная" советская афиша. Когда-то, помнится, такая висела практически в каждом кинотеатре

Писать о «Неоконченной пьесе для механического пианино» одновременно и легко, и сложно. «Сложно» потому, что о фильме и без того исписаны десятки томов формата in folio, добавить что-то новое – практически невозможно. Можно поумничать или схитрить посредством рерайта, но выйдет это с высокой степенью вероятности скверно и неловко. А «легко» – от того, что десятки раз виденная картина неизменно питает тебя новыми впечатлениями, не надоедает никогда и похожа на хорошего старшего друга, общение с которым всегда приятно, финал же «Пьесы...» - как светлое расставание с ним, но с непременным предвкушением встречи новой. Достижение авторами подобного эффекта – результат удивительно тонко, умно и хирургически точно проделанной работы. Прежде всего - сценарной, когда из толстенной и весьма бестолковой пьесы молодого Чехова (довелось видеть её всю «как есть» в постановке петербургского МДТ) было вылущено всё наивно-лишнее, как фарш прокручено через нонконформистские (тогда) светлейшие головы дерзких экспериментаторов-синефилов Михалкова и Адабашьяна и приправлено пикантными специями из Чехова более позднего периода.

 - А вы Калитиных помните? Ксюша Калитина, полненькая такая... У меня с ней история еще обиднее была. Я ведь к ней ездил, ездил, вводил ее мамашу в расход по кофейной части. Гуляли мы тенистыми аллейками. А был я тогда робок и молод. Так вот, однажды оставили они меня ночевать. Ну, оставили ночевать. Я лег спать. Вдруг среди ночи, знаете... Открывается дверь, входит ко мне в комнату старуха лет восьмидесяти, глухая и с клистирной кружкой в руках. И, пардон, поставила она мне клистир. Я не сопротивлялся, я решил, что у них в доме так принято... А утром выясняется, что она комнатами ошиблась. Но я, конечно, к ним больше не ездил свататься
- А вы Калитиных помните? Ксюша Калитина, полненькая такая... У меня с ней история еще обиднее была. Я ведь к ней ездил, ездил, вводил ее мамашу в расход по кофейной части. Гуляли мы тенистыми аллейками. А был я тогда робок и молод. Так вот, однажды оставили они меня ночевать. Ну, оставили ночевать. Я лег спать. Вдруг среди ночи, знаете... Открывается дверь, входит ко мне в комнату старуха лет восьмидесяти, глухая и с клистирной кружкой в руках. И, пардон, поставила она мне клистир. Я не сопротивлялся, я решил, что у них в доме так принято... А утром выясняется, что она комнатами ошиблась. Но я, конечно, к ним больше не ездил свататься

Прелесть «Неоконченной пьесы...» - в виртуозно разыгранных диалогах, слушать которые – удовольствие неизъяснимое. Не уверен – видел ли фильм уже упоминавшийся выше Тарантино, но его тяга к вкусному и сочному разговорному жанру крайне напоминает то, что происходит в нашем фильме. Диалоги здесь – это как теннисный поединок между двумя мастерами, зрителю остается только вертеть головой туда-сюда, чтобы не упустить ни секунды действия.

Вот ведь парадокс: не экшн, не фильм-катастрофа, не «Индиана Джонс», в котором без конца что-то происходит, а – не отлучиться покурить, пропустишь какой-то важнейший драматургический нюанс, какую-то ноту, какую-то остроумнейшую фразу, наконец...

- С законным браком, ваше превосходительство!                                                                        -  Это не меня, а Cофью Егоровну.                                                                                                  - Это наш кузен Петечка. Его дома не с кем оставить
- С законным браком, ваше превосходительство! - Это не меня, а Cофью Егоровну. - Это наш кузен Петечка. Его дома не с кем оставить

А что делает актёрский состав фильма, что они вытворяют!.. Каждая роль в «Неоконченной пьесе...» - бенефис, начиная Платоновым и заканчивая несчастным господином Гороховым. Начинаешь смотреть – и тебя засасывает буквально с первого кадра, эффект зрительского присутствия среди персонажей – стопроцентный, ты рад каждой новой встрече и словно приветствуешь очередного героя, на физиологическом уровне хочешь «пойти выпить винца» и каждою клеточкой ощущаешь быстролётность ускользающей жизни. Подумалось: если бы современные кинорационализаторы со своими 3D, 4D и т.п. умели бы совмещать новейшие технологии с таким изяществом зрительского квазиучастия в действии, как это делает с нами Михалков, зачем тогда нужны всякие там "аватары"? То, что происходит с героями в сценах на веранде, во время фейерверка, ужина при чадящей керосиновой лампе или диалоге "на зорьке" Платонова с Порфирием Семеновичем, иначе, как "тактильным" искусством и не назовёшь. Это можно потрогать, почувствовать, наконец. Утренняя роса - прохладна. Ночью уже зябковато и сыро. Хочется хотя бы пристроиться рядом с господином Петриным и его неизменной газетой и слушать, слушать...

- Ну что с тобой, толстушка? - Что такое? - Капельки. Зачем же? В гостях нужно лечить хересом, вот он. А не каплями.
- Ну что с тобой, толстушка? - Что такое? - Капельки. Зачем же? В гостях нужно лечить хересом, вот он. А не каплями.

Удивительная камера мастодонта операторского искусства Павла Лебешева окончательно добивает тебя, и финал со спящим под Доницетти Петечкой застает тебя одновременно и «выжатым», и обновлённым... И невольно ловишь себя на том, что совершенно не хочется прощаться ни с этой усадьбой, ни с нерадивым доктором, а впрочем, милейшим шутом Трилецким, ни даже со скучным "как хор моравских ложкарей" Порфирием Семеновичем. Я хочу остаться здесь!! Среди этих - каждый по своему - несчастливых людей. Потому что, верно, и сам в чём-то несчастлив. Вон, Платонову 35, он и то истерит, а я-то... Но это, кажется, решительно невозможно. И мы прощаемся со всеми. От Доницетти всякий раз щиплет в носу.

«- Как немного нужно для счастья: сидеть уютно и тепло в таком вагоне, пить чай у лампы и беседовать о хорошем со случайным попутчиком, и уезжать навсегда, насовсем, чтобы не тянулась следом эта бессмысленная череда лет и поступков...»
«— Никогда ничего не бывает потом. Это только кажется, что всё ещё впереди, что жизнь длинна и счастлива. Что сейчас можно прожить так. Что потом всё можно поправить. Никогда это «потом» не наступит...»
«- Мне 35 лет. Всё погибло, всё! Какое я ничтожество! Лермонтов восемь лет как лежал в могиле! Наполеон был генералом! А я ничего в вашей проклятой жизни не сделал! Ничего! Вы погубили мою жизнь! Я ничтожество по вашей милости! Где я?! Где мои силы, ум, талант?! Пропала жизнь!»
Ну, ладно! Да я, собственно, не в голосе даже. Так вот, господа... Ну, ладно... Это так, собственно, шалости детства. Эту имитацию - брачный крик марала в лесу - мне показал князь Коняев, так что авторство мне не принадлежит. После некоторой подготовки вам будет представлена поляна и лесной властелин на ней. Лахудры! свистать-то не разучились?..
Ну, ладно! Да я, собственно, не в голосе даже. Так вот, господа... Ну, ладно... Это так, собственно, шалости детства. Эту имитацию - брачный крик марала в лесу - мне показал князь Коняев, так что авторство мне не принадлежит. После некоторой подготовки вам будет представлена поляна и лесной властелин на ней. Лахудры! свистать-то не разучились?..
Фото из архивов "Мосфильма". Никита Сергеевич успевает везде. "Когда мы были молоды, мы ели масло "Вологда", а "Ольтерманни", извините, нет..."
Фото из архивов "Мосфильма". Никита Сергеевич успевает везде. "Когда мы были молоды, мы ели масло "Вологда", а "Ольтерманни", извините, нет..."

Когда иной раз, переключая зачем-то (и в самом деле - а зачем?) кнопки пульта, нечаянно попадаю на очередной сеанс "бесогонства", спрашиваю себя: что с нами делает время? Как возможны подобные... кафкианские человекотрансформации? Этого просто не может быть! Но, знаете... Вспоминаю "Неоконченную пьесу"... или пронзительное "маменька приехала"... или "Думы окаянные" из "Пяти вечеров"... и расслабленно машу рукой. Пусть уж... блажит! Ему - точно можно. Потому что - "а вы сделайте ТАК"! А после уже хоть бесов гоняйте, хоть про кракенов снимайте, а, коли хотите, пускайте с подобострастной улыбкой прилюдно пузырики в лохани со свежезаваренным иван-чаем.

С юбилеем... ВСЕХ НАС!

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Все предыдущие статьи цикла "Пропущенные юбилеи", равно как и самые удачные статьи и циклы канала - в кратком иллюстрированном каталоге "Русскiй РезонёрЪ. Лучшее"