1,1K подписчиков

Мотомасла: в чём их особенности и как их правильно подбирать. ЧАСТЬ 3

588 прочитали

Продолжаем наше рассуждение про мотомасла. Мы уже выяснили две важные вещи: что масла для современных мотоциклов стоит искать в отдельной категории товаров, обозначенной именно как мотомасла, и что при этом мотоциклы бывают с двумя типами двигателей, и масла к этим движкам нужны разные. Сейчас же поговорим собственно о мотомаслах — в том понимании, которое вкладывают в этот термин современные производители современных мотоциклов с четырёхтакными двигателями.

Фото: Hyundai XTeer Motor Oil Cambodia
Фото: Hyundai XTeer Motor Oil Cambodia

4T-масла по JASO

Единственной на сегодняшний день международной классификацией, имеющей раздел мотоциклетных масел, является JASO, разработанная в 1998 году Японской организацией автомобильных стандартов. Раздел мотомасел в этом нормативе называется JASO M (мото), и в него входят только смазочные материалы для четырёхтактных двигателей. Все остальные продукты классификатор относит к автомобильным составам, включая масла, которые рекомендуют использовать производители мотоциклов с двухтактными моторами, о которых шла речь в предыдущей части статьи.

Такое обособление 4Т-масел обусловлено принципиальным отличием работы самих четырёхтактных двигателей. Смазочный материал в них заливается отдельно от топлива и работает также отдельно от такового. Суть и предназначение масел для четырёхтактных движков – только смазка, без контакта с топливом. Для них не столь важна зольность и биоразлагаемость, основным критерием качества 4Т-масел является поведение движка при т.н. мокром сцеплении – когда последнее вместе с мотором находится в общей масляной ванне (если помните, мы писали об этом в первой части статьи). По этому критерию JASO и тестирует мотомасла, присваивая им по результатам проведённых тестов один из трёх классов:

  • МВ – масла со сниженным коэффициентом трения, не совместимые с механизмом сцепления в масляной ванне;
  • МА – масла с нормальным коэффициентом трения, подходящие для использования при мокром сцеплении;
  • МА2 – масла под мокрое сцепление с улучшенными моющими свойствами для двигателей повышенной мощности.

Соответственно, если смазочный материал не отвечает требованиям хотя бы одного из этих стандартов, то оно и не может быть сертифицировано и, соответственно, рекомендовано к использованию производителем в качестве мотоциклетного масла.

Фото: Hyundai XTeer Motor Oil Cambodia
Фото: Hyundai XTeer Motor Oil Cambodia

Так, на этикетке масла HYUNDAI XTeer 4T 20W-50 мы видим маркировку JASO MA/MA2. Это говорит о том, что масло тестировалось на мокром сцеплении, прошло классификацию JASO и подходит для двигателей мотоциклов, в том числе повышенной мощности. Также мы видим, что, помимо класса JASO, масло имеет маркировку американской классификации API. В этом нет ничего странного: каждый класс JASO имеет приблизительный аналог среди классов API. Так, класс JASO MA2 примерно соответствует классу API SL-SM, а значит, приведённое нами в качестве примера мотомасло HYUNDAI XTeer также можно заливать в двигатели автомобилей, чьи производители рекомендуют использовать моторные масла, имеющие соответствие допускам API SL или API SM.

Вязкость мотомасла

Вязкость мотоциклетных масел, как и у масел для автомобилей, определяется по шифру SAE — распространенной во всем мире американской системы обозначения вязкости смазочных материалов. Как и автомобильные масла для современных двигателей, мотомасла являются всесезонными, и вязкость для них обозначается шифром вида: 10W-40, 20W-50 и т.п., где цифра до литеры W позволяет высчитать максимально допустимую низкую температуру при запуске мотора «на холодную», а цифра после дефиса указывает на вязкость смазочного материала в моторе, разогретом до рабочих температур. Таким образом, чем меньше первая цифра в шифре SAE, тем устойчивее масло к морозам. И чем выше вторая цифра, тем оно более устойчиво к высоким температурам.

Так, масла с вязкостью 5W-40, 10W-30, 10W-40 – больше подойдут тем, кто любит открывать мотосезон рано, когда с дорог ещё не сошёл весь снег, но при этом катается аккуратно, в негоночном режиме. Составы же с более высокой вязкостью 10W-50, 10W-60, 15W-50, 20W-50 – скорее, подойдут владельцам более мощных и ретивых «лошадок», которые выходят на трассу в пору стабильно установившегося тепла, но зато уж если и рвут с места – то только их и видали.

Вывод

Мотомасла в современном понимании термина – это смазочные материалы, имеющие класс JASO M. Всё остальное – это либо автомобильные, либо машинные масла, которые добавляют в топливо для моторов некоторых лёгких мотоциклов, скутеров и других видов двухколесного и не только транспорта.

Лучшим же смазочными материалом для мотоцикла является тот, который подобран на основании рекомендаций производителя транспортного средства и с учётом стиля вождения его владельца.